Красная звезда
10 октября 2003, 12:45
Новое опререние "Грача"
Однако время не стоит на месте. К штурмовику, прекрасно зарекомендовавшему себя в конце прошлого века, сегодня, в ХХI столетии, предъявляются новые повышенные требования. В ОАО "ОКБ Сухого" была разработана его модификация - Су-25СМ. В ней расширены боевые возможности и состав вооружения самолета. О новой модификации и перспективах модернизации штурмовой авиации рассказывает главный конструктор "ОКБ Сухого", президент НПК "Штурмовики Сухого" Владимир Бабак.
- Владимир Петрович, на чем основывалась концепция Су-25СМ?
- Опыт боевых действий трех последних десятилетий внес немало изменений. Появились новые системы ПВО и ЗРК, возросла потребность в усилении авиационной поддержки на поле боя. Свою специфику имеет ведение боя в гористой местности, когда применение штурмовиков ограничено. Например, в Дагестане для уничтожения бандформирований "Грачи" работали парами. Высокогорный рельеф не позволял одновременно использовать их в большем количестве.
При создании Су-25СМ мы придерживались концепции "просто - точно - эффективно - недорого". Один лишь пример - уничтожение танка. При сильной ПВО противника такую задачу лучше выполнять, используя управляемую ракету, а при слабой ПВО - неуправляемые. Предлагаемое нами вооружение позволяет делать подобный выбор по всем целям, находящимся на поле боя.
- Один из принципов модернизации, о котором вы сказали выше, -экономичность. Какой экономический эффект заложен в проект?
- Стоимость модернизации одной боевой машины составляет около 75-90 млн. рублей. Сегодня на рынке вооружения Су-25 оценивается на 25 - 30 млн. рублей дороже. Как видите, наш вариант гораздо выгоднее.
- Где будет осуществляться модернизация?
- До распада Союза серийным выпуском Су-25 занимался Тбилисский авиазавод. В России выполнение работ решено проводить на авиационно-ремонтном заводе (АРЗ) N 121 в Кубинке. При выборе учитывали близость его расположения к "ОКБ Сухого". Сегодня здесь успешно производят плановый ремонт штурмовиков.
- Какие проблемы стояли перед коллективом предприятия на начальном этапе?
- Их было немало. Намеченная модернизация предполагает полную замену старого оборудования самолета, которое было разработано 30-40 лет назад, на современное. Предстоящая модернизация потребовала сосредоточить усилия специалистов трех десятков предприятий отрасли. Разработано, испытано и поставлено 32 новых образца оборудования. Изготовлены стенды для проведения отладочных и доводочных испытаний. Освоено производство новых деталей и агрегатов для доработки планера и кабины.
Определенные трудности возникли с изготовлением жгутов по современной технологии. В освоении их производства участвовали коллективы завода, конструкторского бюро и предприятий-смежников.
На постоянную работу в 121-й АРЗ мы направили специалистов НПК "Штурмовики Сухого", прошедших в свое время школу на Тбилисском авиазаводе и других авиапредприятиях. Помимо этого, наши специалисты регулярно бывают на АРЗ для оперативного решения возникающих вопросов.
- Такой вопрос, волнующий летчиков, которые ждут модернизированные машины в войсках: когда будут завершены испытания и налажено серийное производство Су-25СМ?
- В марте 2002 года, ровно через год после принятия решения о выполнении работ на заводе в Кубинке, первый модернизированный самолет Су-25СМ взлетел с аэродрома 121-го АРЗ. За шесть месяцев 2002 года на нем было выполнено 34 полета. В конце прошлого года он был предъявлен на Государственные совместные испытания (ГСИ). С апреля по сентябрь 2003 года из 34 запланированных полетов выполнено 27.
В апреле 2003 года второй модернизированный Су-25СМ, доработанный по результатам проведенных испытаний, передан в "ОКБ Сухого" для проведения опытных конструкторских работ. На сегодняшний день на нем выполнено 25 полетов. До конца этого года будет изготовлено еще два Су-25СМ с учетом испытаний их предшественников.
- Так что же показали испытания?
- При проведении летных испытаний доработано все программно-математическое обеспечение. Например, увязка прицельно-навигационного комплекса с бортовым радиоэлектронным оборудованием непосредственно в динамике полета, которую невозможно отработать в наземных условиях стенда. Также были подтверждены основные характеристики нового оборудования и режимов навигации. Отработаны алгоритмы боевого применения по бомбометанию и стрельбе неуправляемыми авиационными ракетами в различных режимах полета и видах маневра.
Высокую эффективность показал прицельно-навигационный комплекс. Полученные точностные характеристики навигации и боевого применения авиационных бомб в два-три раза лучше аналогичных параметров серийного Су-25.
К сожалению, недостаточное финансирование на начальном этапе не позволило сразу широко развернуть работы по новому штурмовику. В результате сроки проведения Госиспытаний несколько затянулись.
- Не хотелось бы заканчивать нашу беседу на такой вот минорной ноте...
- Действительно, не все так плохо, ведь прежде всего мы нарабатываем положительный опыт, а он есть, и немалый. Су-25СМ может наращиваться новым вооружением и дополнительным оборудованием для применения в ночных и сложных метеорологических условиях.
Состояние дел на авиационно-ремонтном заводе подтверждает правильность принятого решения о проведении здесь коренной модернизации штурмовиков. Значительно вырос уровень технической и технологической подготовки специалистов АРЗ. Завод становится полусерийным предприятием, способным производить ремонт и одновременно модернизировать 12-15 самолетов Су-25 в год.
Трудозатраты на обслуживание Су-25СМ на 25-30 процентов ниже по сравнению с базовой моделью. Проведение модернизации самолетов при очередном капитальном ремонте дает значительную экономическую выгоду. При этом затраты по сравнению с такими же работами на серийных заводах снижаются в два раза.
Модернизация Су-25 вышла на финишную прямую. И надо приложить все силы для того, чтобы этот финиш был успешным....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
