АвиаПорт.Ru
15 октября 2003, 15:27
"Домодедово" приучает авиакомпании к Интерлайну
Формат конференции - 20-минутные парные встречи представителей заинтересованных авиакомпаний. Список перевозчиков, которые хотели бы провести переговоры по вопросам Интерлайн-соглашений, заранее согласован. В ходе мероприятия прошло около 200 встреч, на которых решались рабочие вопросы по оптимизации взаимодействия компаний-авиаперевозчиков, работающих на рынке трансферных услуг: организация стыковок, подписание соглашений, определение условий их применения.
Одним из вариантов сотрудничества между авиакомпаниями является соглашение об Интерлайн (Interline Agreement), или соглашение о взаимном признании перевозочных документов. Интерлайн является самым простым и распространенным видом сотрудничества между перевозчиками. Соглашения заключаются как в рамках одной страны, так и представителями различных государств. В типовом соглашении о коммерческом сотрудничестве оговариваются перечень и условия услуг, которые один из партнеров обязуется предоставлять другому. Соглашением об Интерлайн определяются условия продажи, оформления и взаимного признания таких перевозочных документов, как авиабилеты, авиагрузовые накладные, квитанции сверхнормативного багажа и проч.
В рамках такого соглашения как правило определяется размер комиссионных за продажу пассажирских, грузовых и чартерных перевозок (в среднем 5-7%) и схема взаиморасчетов. Кроме того, могут оговариваться детали применения тарифов, порядок разрешения споров и другие вопросы. Типовое соглашение разработано Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). Помимо Интерлайн, существует многостороннее соглашение (МИТА), объединяющее множество авиакомпаний в единый договор.
Аэропорт "Домодедово" декларирует намерение создать современный транспортный узел (хаб), который замкнет в единую цепь транзитные авиационные потоки между Европой и Азией. Уже сегодня здесь самая широкая в Московском авиационном узле маршрутная сеть, охватывающая свыше 100 направлений в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Однако большое количество маршрутов не гарантирует удобства для пассажира: наибольшая часть пересадок осуществляется в виде "серого трансфера" - когда путешественник приобретает отдельный билет на каждое плечо перевозки, а в пересадочном пункте заново получает багаж и проходит все формальности. По оценкам специалистов, в "Домодедово" до 30% пассажирооборота приходится именно на "серый трансфер". Существенных проблем для аэропорта, на первый взгляд, это не представляет. Однако именно "белый трансфер" является конкурентным преимуществом, привлекающим как авиакомпании, так и пассажира. В конечном итоге, именно пассажир приносит прибыль как авиакомпании, так и порту.
Обеспечение успешного функционирования хаба является серьезной проблемой, затрагивающей различные стороны авиационного бизнеса. Если у аэропорта существует базовая авиакомпания, она невольно развивает порт как трансферный узел, осуществляя стыковки своих рейсов, внедряя свои технологии обслуживания пассажиров. Однако в "Домодедово" однозначно доминирующего перевозчика нет: половина пассажиропотока приносит 3 ведущих компании. Поэтому возникающие вопросы приходится решать преимущественно своими силами. Впрочем, Группу ИСТ ЛАЙН это не смущает - по словам руководителя пресс-службы Юлии Мазановой, в настоящее время рассматривается вопрос создания специальной группы, в задачи которой будет входить обслуживание трансферных пассажиров.
Для обеспечения удобных стыковок требуется координация расписания, что приводит к возникновению волн прилета-вылета, когда в считанные часы требуется обслужить максимальное количество рейсов. Сегодня "Домодедово" располагает двумя одновременно действующими взлетно-посадочными полосами, чего достаточно для обеспечения нужного количества операций. Несколько больше проблем вызывает терминальная часть. С одной стороны, в аэропорте есть единый терминал, который соединяет международную и внутреннюю части. Двух галерей и 11 телетрапов пока достаточно, однако развитие комплекса уже требует расширения пассажирской зоны. В частности, нужен больший трансферный зал и комнаты для краткосрочного отдыха.
Не останется в накладе и пассажир: география его полета может быть значительно расширена за счет маршрутной сети авиакомпаний-партнеров. Так например, приобретя билет на весь маршрут на одном бланке и вылетая с Дальнего Востока в московский аэропорт "Домодедово", пассажир сможет пересесть на рейс, который доставит его в Западную Европу. При этом, если все документы будут оформлены в соответствии с требованиями трансферного аэропорта, в Москве пересадка не будет утомительной - достаточно выйти в стерильную зону и пройти контроль, необходимый для пересечения границы. Повторно досмотр и проверка багажа не проводится. Это позволяет экономить не только силы, но и время, учитывая существующие стандарты по минимальному времени стыковки. Для внутренних рейсов оно составляет 60 минут. Примерно столько же тратится на стыковку международных рейсов. А вот пересадки с внутреннего рейса на международный и в обратном направлении дольше из-за необходимости прохождения пограничного и таможенного контроля. Они занимают соответственно 80 и 100 минут. Впрочем, минимальное время на стыковку, гарантированное аэропортом, авиакомпании редко закладывают в согласованное расписание: малейшая задержка в аэропорте вылета грозит пассажиру опозданием на стыковочный рейс.
Прошедшая встреча стала уже третьей конференцией, посвященной вопросам Интерлайн. Следующая встреча, по словам Ю. Мазановой, соберет представителей аэропортов, связанных в "Домодедово" регулярным сообщением. Этот аспект является не менее значимым, чем взаимодействие авиакомпаний. Внедрение единых технологий автоматизированной отправки пассажиров и передачи данных позволяет в трансферных портах осуществлять быструю обработку пассажиропотока.
Некоторые итоги Интерлайн-конференции
Ключевой темой переговоров авиакомпании "КрасЭйр" с другими авиаперевозчиками стал интерес к перспективам дальнейшего развития возможностей транспортного узла в аэропорту "Красноярск". С авиакомпаниями "Уральские авиалинии", "Самара" и "Пулково" была достигнута договоренность о совершенствовании сотрудничества при использовании технологий узловых перевозок в аэропорту "Красноярск". Заинтересованность в развитии партнерских отношений с авиакомпанией "КрасЭйр" выразило также руководство авиакомпании "Оренбургских авиалиний".
Для крупнейшего перевозчика на внутренних линиях - АК "Сибирь" - наибольший интерес представляет сотрудничество в западными перевозчиками, в частности British Airways. В то же время в базовом аэропорте "Томачево" существует обширная трансферная сеть, которая также продолжает развиваться. В настоящее время авиакомпания заключила свыше 40 Интерлайн-соглашений.
Авиакомпания "Уральские авиалинии" успешно развивает взаимодействие в рамках заключенного ране Интерлайн-соглашения с авиакомпанией Emirates. Так на самолетах Ту-154М выполняются два рейса в Дубаи, по вторникам и пятницам. Значительный поток пассажиров направляется далее на рейсах авиакомпании-партнера по туристическим маршрутам, например в Бангкок. Помимо Emirates, "Уральские авиалинии" имеют соглашения с British Airways, Swiss и Malev, а также с рядом отечественных перевозчиков.
Еще до проведения конференции начались активные переговоры между авиакомпанией "Калининград Авиа" и рядом российских перевозчиков. Продолжились консультации и в "Домодедово". Если ранее имевшиеся соглашения были недостаточно эффективными, то теперь планируется подписать 3 документа. Первые результаты пассажиры смогут ощутить уже спустя пару недель.
Эстонская авиакомпания Estonian Air планирует расширять сотрудничество с российскими компаниями. В частности, сейчас идут предварительные переговоры с рядом российских перевозчиков, выполняющих полеты в "Домодедово", о возможном заключении Интерлайн-соглашений. Особый интерес Estonian Air вызывает Краснодарский край, Уральский регион, Дальний Восток.
Германский low-cost перевозчик Germania обсуждал с российскими коллегами удобные стыковки своих рейсов. В связи с началом продаж в Германии билетов через сеть ТКП, такое сотрудничество становится весьма актуальным. Впервые пассажир в Берлине может приобрести билет на перевозку из "Домодедово" в пункты по России и СНГ.
Участвовавшие в конференции представители компаний British Airways, Emirates и Swiss высоко оценили прошедшее мероприятие. По отзывам сотрудников, участвовавших во встречах, инициатива Группы ИСТ ЛАЙН является безусловно полезной для установления взаимовыгодных коммерческих отношений, открывающей новые горизонты для авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 14, 2025
На Иркутском авиазаводе введен в эксплуатацию новый корпус
Ноябрь 14, 2025
Рособоронэкспорт в ходе Dubai Airshow 2025 представит рекордное число натурных экспонатов за всю историю участия в зарубежных выставках
