Комсомольская правда - Ульяновск
17 марта 2020, 14:48
Авиакомпании по всему миру готовятся к банкротствам из-за коронавируса
Пока страны одна за другой закрывают границы, авиакомпании считают убытки от сворачивания рейсов. Европейские перевозчики наперебой сообщают о сокращении персонала
Есть уже и первые банкроты. С 5 марта перешла под внешнее управление британская авиакомпания Flybe, один из крупнейших региональных перевозчиков Европы, - после того, как правительство отказалось ей помочь и выделить кредит. Одной из главных причин называют коронавирус.
Как заявил во вторник глава нашей Росавиации Александр Нерадько, убытки российских авиакомпаний могут превысить 100 млрд рублей (эксперты консалтинговой компании Bain & Company говорят о 180 - 215 млрд рублей - при прекращении всех зарубежных полетов). Только из-за закрытия перелетов в Китай наши авиаперевозчики уже потеряли 1,7 млрд рублей. Но, как теперь выясняется, это еще были только цветочки.
- Ситуация на авиарынке может привести к ряду банкротств авиакомпаний, - считает Нерадько.
Эксперты в связи с этим уже вспомнили старую шутку о том, что авиакомпании в России по осени считают. По осени - потому что если перевозчику не удалось заработать достаточно за высокий летний сезон, то дальше уже это точно не удастся. На осень обычно и приходятся все самые громкие банкротства - вспомним крах "Трансаэро", когда-то второй после "Аэрофлота" крупнейшей российской авиакомпании. Но это в "обычных" кризисных условиях, когда объем зарубежных перевозок резко сокращается - но не прекращается совсем.
- Потрясений такого масштаба, как сейчас, на авиарынке еще не было, поэтому какие-то вменяемые прогнозы давать сложно, - высказал свое мнение "КП" председатель редакционного совета портала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. - До сих пор самым катастрофическим считалось падение авиаперевозок в США после трагедии 11 сентября 2001 года. Тогда на восстановление американской авиаотрасли понадобилось 10 лет. Число авиакомпаний сократилось, билеты подорожали, а почти все крупнейшие американские перевозчики прошли через процедуру банкротства. Заметим, что в США она выглядит не как у нас: авиакомпания, как правило, продолжает летать - там спасают именно авиакомпанию, а не чьи-то активы. Заметим также, что тогда все-таки в основном речь шла о рынке одной страны, а не об общемировых проблемах.
Сейчас, по мнению эксперта, многое будет зависеть от действий правительств - самостоятельно в нынешних условиях авиаотрасли в большинстве стран не выкрутиться.
Американские авиакомпании, как пишет The Wall Street Journal, уже попросили у правительства финансовую поддержку в размере более $50 млрд. Идут переговоры с Белым домом и Конгрессом.
В Евросоюзе также обсуждаются меры по поддержке авиаперевозчиков - о них обещано объявить в ближайшие дни. Например, власти Франции и Нидерландов готовы совместно поддержать Air France-KLM (это сейчас франко-нидерландская авиакомпания).
В России премьер Михаил Мишустин объявил об отсрочке по уплате налогов для авиакомпаний.
- Это очень важно, поскольку если такую отсрочку не дать, авиакомпании начнут закрываться прямо сейчас из-за нехватки средств, - считает Алексей Синицкий. - Но этого явно недостаточно.
Глава Росавиации Александр Нерадько просит для поддержки авиаперевозчиков обнулить сборы за аэронавигационное обслуживание на некоторых маршрутах. Это одна из существенных статей расходов при перелетах.
Вопрос на засыпку
А не подешевеют ли внутренние рейсы?
Логика подсказывает, что освободившиеся самолеты авиакомпании могут перебросить на внутренние маршруты. И, может, тогда перелеты по своей стране наконец станут доступнее?
- Авиакомпании, конечно, будут искать возможности именно так и поступить. Но тут надо понимать следующее. Объем перевозок внутри страны у нас определяется не столько количеством самолетов - сколько спросом, у нас летает всего несколько процентов россиян. Себестоимость внутренних перевозок высока - и, хотя цены и так неподъемны для большей части населения, во многих случаях авиакомпании внутри страны летают себе в убыток, а зарабатывают на международке, - объясняет Алексей Синицкий. - Поэтому - да, на каких-то маршрутах в силу роста конкуренции цены могут упасть, но авиакомпаниям выжить это не особо поможет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда - Ульяновск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции