О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

21 октября 1923 года в небо поднялся АНТ-1, первый самолет старейшего отечественного КБ "Туполев"

Первый полет АНТ-1 стал точкой отсчета в истории российского авиапрома. Именно с этой даты начинается восхождение легендарного КБ "Туполев". Его создатель, выдающийся русский авиаконструктор Андрей Hиколаевич Туполев, уже в первом своем самолете использовал весь мировой опыт, накопленный к тому времени. Впоследствии это станет обычной практикой КБ.

В 1917 году конструктор Гуго Юнкерc строит свой первый цельнометаллический моноплан из "летающего металла" - дюралюминия. Своим названием легкий и прочный сплав обязан немецкому городу Дюрен, близ которого началось производство нового материала. В 1918 году начинает работать ЦАГИ. "Заведующим авиационного отдела с гидроавиационным подотделом" назначают тридцатилетнего А.Н. Туполева. Самой важной задачей нового подразделения стал выбор материала для строительства самолетов. Встал вопрос - строить самолеты традиционно деревянными или, начиная с нуля, переходить на цельнометаллические конструкции. Технологию производства дюраля немцы держали в секрете, а закупать сплав было слишком дорого. И Туполев принимает историческое решение: организовать собственное производство.

Работы по созданию отечественного дюраля поручают заводу "Госпромцветмет" (село Кольчугино Владимирской области). В апреле 1922 г. металлурги получают первые лабораторные отливки из нового сплава, и уже в июле на Кольчугинском заводе появляется металл, по своим качествам ни в чем не уступающий дюралюминию. По месту его создания новый сплав получает название "кольчугалюминий". Вскоре после выплавки первой промышленной партии нового сплава, в октябре 1922 г. при ЦАГИ организовывают Комиссию по постройке цельнометаллических самолетов. Выбор - из чего строить - сделан. Председателем Комиссии стал А. Н. Туполев. В это же время Андрей Николаевич формирует опытное конструкторское бюро по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов - КБ "Туполева". И уже через год появляется первый отечественный самолёт смешанной конструкции (АНТ-1).

Самолет изначально проектировался как экспериментальный. Новый материал, кольчугалюминий, вошел в конструкцию фюзеляжа, крыла и оперения. Самые большие проблемы возникли с поиском двигателя, поскольку отечественных двигателей в то время еще не было. Все, что удалось раздобыть, - старенький французский двигатель "Анзани" с минимальным остаточным ресурсом. Под него и сделали окончательные расчеты - аэродинамический и на прочность.

В процессе создания АНТ-1 Туполев наладил оптимальный процесс проектирования, основные элементы которого впоследствии стали эталоном: изготовление и продувки модели, определение расчетных нагрузок, проведение испытаний основных силовых элементов, выполнение рабочих чертежей в натуральную величину.

В результате в октябре 1923 года на свет появляется АНТ-1 - одноместный спортивный моноплан с двигателем в 35 лошадиных сил и размахом крыла в 7 метров. 21 октября летчик-инженер ЦАГИ Е.И. Погосский совершает первый полет с территории бывшего Кадетского плаца в Лефортово. Полет прошел успешно на высоте 600 метров со скоростью 125 км/ч. В ходе испытания самолета были получены уникальные данные, подтвердившие расчеты его создателей. Впоследствии АНТ-1 еще неоднократно поднимался в небо. После ареста А.Н. Туполева его уничтожили.

Основными конструкционными материалами первого туполевского самолета были дерево и полотно, однако, именно эта разработка позволила в дальнейшем полностью перейти на металлические конструкции. И сегодня мы по праву называем А.Н. Туполева отцом цельнометаллического самолетостроения в России....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "Туполев"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка