О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Огонь в небе

Причиной случившегося на прошлой неделе в Тверской области крушения МиГ-31 явился пожар в авиадвигателе. Самолет разбился, летчикам, к счастью, удалось катапультироваться.

По сообщениям центральных СМИ, загоревшийся двигатель Д-30Ф6 пермского производства прошел плановый ремонт на авиаремонтном заводе в г. Гатчина. Поэтому пермские моторостроители формально в случившемся не виноваты. Ремонтами двигателей этой марки они не занимаются уже почти 10 лет, а вся необходимая документация передана разработчиком - ОАО "Авиадвигатель" - на другие госпредприятия.

Вопрос, почему такой выгодный бизнес, как ремонт двигателей для военных самолетов, ушел от пермяков, возникал уже не раз. Но однозначного ответа на него нет. Случилось это не в одночасье. Поначалу перестали поступать заказы от Министерства обороны РФ, и ремонтное оборудование простаивало. Есть версия, что перед военными стояла задача поддерживать своими заказами небольшие авиазаводы, не имевшие других инвесторов. Предприятия пермской площадки в их список не попали, скорее всего, потому, что одним из учредителей ОАО "Пермский моторный завод" является американская компания Pratt&Whitney.

На "Пермском моторном заводе" не отрицают того, что основной причиной отсутствия заказов на ремонт этих двигателей стало появление в составе акционеров иностранной компании. Однако официальной информацией по вопросу о нынешнем состоянии ремонтных мощностей на ПМЗ никто не поделился. При этом моторостроители говорят, что линия для ремонта военных двигателей вообще была разобрана и законсервирована. Освобожденные площади планировалось использовать для расширения производства авиадвигателей ПС-90. Правда, увеличения их производства не произошло, наоборот, оно в несколько раз сократилось.

При этом консервация линии для производства двигателей Д-30Ф6 осуществлялась с тем условием, что при необходимости ремонтные работы на предприятии можно будет легко восстановить. Однако для поддержания оборудования в рабочем состоянии нужны средства. На сегодняшний день Минобороны не выделяет на это ни копейки.

Тем не менее теоретическая возможность получения от военных заказов на ремонт двигателей все же существует. "Авиадвигатель" получил лицензию на эти работы около четырех лет назад (правда, предприятие не имеет материального обеспечения, достаточного для проведения работ по капитальному ремонту). "Пермский моторный завод" аналогичную лицензию получил в июле 2003 года. Но перспективы получения пермскими моторостроителями оборонных заказов реальнее от этого не стали.

Несмотря на то, что ремонтами двигателей сейчас занимаются лицензированные предприятия, очевидно, есть несколько факторов, которые не способствуют качественному выполнению работ. Во-первых, эти предприятия не обеспечивают авторский контроль (хотя и согласовывают все свои действия с разработчиком). Главная их задача - план. Во-вторых, рабочие этих заводов при всей своей высокой квалификации просто не могут обладать тем опытом, который есть у персонала предприятий-производителей. Поэтому ремонтные авиазаводы, скорее всего, не могут обеспечить того качества и полноты работ, которое могут гарантировать разработчик и производитель.

Таким образом, похоже, начинают сбываться мрачные прогнозы скептиков, еще несколько лет назад предостерегавших от излишне тесного сотрудничества отечественных моторостроителей с их иностранными коллегами, прежде всего в отношении технологий двойного назначения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый Компаньон». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка