О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Господдержка с недолетом

Как выяснил "Ъ", господдержка авиакомпаний объемом 23 млрд руб., о которой объявил президент Владимир Путин, рассчитана на полгода

Как выяснил "Ъ", господдержка авиакомпаний объемом 23 млрд руб., о которой объявил президент Владимир Путин, рассчитана на полгода. По плану Минтранса деньги частично покроют затраты на лизинг, аэропортовые сборы и оплату труда за февраль-июль и будут выделяться ежемесячно. По оценке, например, Moody’s, отрасли нужно гораздо больше денег: один "Аэрофлот" тратит только на оплату труда за квартал более 23 млрд руб. Но ряд экспертов считают, что масштабные бюджетные вливания нельзя проводить безусловно и безвозмездно.

Господдержка в размере 23,5 млрд руб. будет перечисляться авиакомпаниям ежемесячно и призвана покрыть часть их расходов в период с февраля по июль, сообщили "Ъ" в Минтрансе. Речь идет о средствах, выделить которые поручил 15 апреля президент Владимир Путин на встрече с правительством. "Субсидии компенсируют расходы на оплату лизинговых платежей, аэропортовые расходы в части оплаты стоянки простаивающих воздушных судов, а также расходы на оплату труда работников авиакомпаний",- отметили в министерстве. Источники финансирования и механизм распределения средств в настоящее время прорабатываются, добавили там.

Эксперты рейтингового агентства Moody’s считают, что властям придется увеличить размер поддержки, поскольку текущий уровень является недостаточным.

Так, затраты только "Аэрофлота" и только на оплату труда превышали 23 млрд руб. в квартал в прошлом году. "Поэтому мы полагаем, что объем госсубсидий для авиаперевозчиков будет со временем увеличен, без поддержки государства авиаотрасль самостоятельно вряд ли сможет восстановиться, а растущие трудности уже перекладываются на лизинговые компании и банки. Снижение курса рубля на 16-17% относительно доллара с начала года добавило проблем, так как авиационный лизинг, как правило, долларовый",- говорит младший вице-президент Moody’s Лев Дорф.

По оценке Moody’s, общий размер долга лидеров отрасли, контролирующих 65% российского рынка авиаперевозок (группа "Аэрофлот", S7, "Уральские авиалинии", Utair), на конец 2019 года превышает 800 млрд руб. (включая лизинг), из которых около 570 млрд руб. приходится на "Аэрофлот". В прошлом году "Аэрофлот" направил на лизинговые платежи около 46 млрд руб.

Пока о смягчении условий по лизингу объявил только "ВТБ Лизинг": в апреле-сентябре компания не будет взимать платежи по 67 самолетам, эксплуатируемым "Аэрофлотом". Выплата перенесена на июль 2021 года, когда авиаперевозки могут восстановиться.

Льготный период на апрель-июнь также предоставлен Utair, арендующей три самолета Boeing 737-200, но выплаты должны будут возобновиться в июле. В ВТБ сказали, что активно работают с клиентами и рассматривают ситуацию с каждым заемщиком на индивидуальной основе.

Лев Дорф ждет существенного роста реструктуризаций по лизингу к концу года, однако отмечает, что это приведет лишь к отсрочке платежей и в следующем году долговая нагрузка авиакомпаний вырастет.

В качестве примера решения он привел США, где власти согласились выделить $25 млрд прямой помощи крупнейшим авиакомпаниям.

В Nord Wind говорят, что не планируют возвращать самолеты лизингодателям: сегодня 80% флота Boeing 777 используется для перевозки грузов, а среднемагистральный флот будет задействован в летних перевозках авиакомпании. В Utair напомнили, что в марте консалтинговые компании оценили потенциальный размер убытка отрасли в 300-400 млрд руб.: "Сейчас понятно, что эта цифра не предел. Но на нее можно ориентироваться при оценке масштаба помощи отрасли". В "Аэрофлоте", S7 отказались от комментариев.

Руководитель управления машиностроения, транспорта, материалов "ВТБ Капитала" Елена Сахнова считает, что поддержка, выделяемая авиаотрасли, не должна быть безвозмездной. Она отмечает, что власти США выделяют авиакомпаниям деньги в обмен на право войти в их капитал. "Никто в мире не выделяет бесплатных невозвратных денег",- подчеркивает эксперт. Госпожа Сахнова добавила, что в обычное время значительная часть платежей, полученная лизингодателем, идет на приобретение новых самолетов. Но в текущей ситуации новые суда на рынке не нужны, соответственно, лизингодатели, перенеся выплаты своих клиентов на более поздний срок и лишившись части доходов, одновременно откажутся от части расходов, что снизит их финансовую нагрузку....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка