ТРДДФ WS-15. Очередные проблемы китайского авиапрома
"Мы сделали это!". Материалы под этим лозунгом были опубликованы на днях китайскими СМИ. Заявлено, о том, что теперь серийные истребители пятого поколения для ВВС НОАК оснащаются двигателями китайского производства
"Мы сделали это!". Материалы под этим лозунгом были опубликованы на днях китайскими СМИ. Заявлено, о том, что теперь серийные истребители пятого поколения для ВВС НОАК оснащаются двигателями китайского производства.
Основные параметры любого авиадвигателя - его размер, вес, тяга, ресурс. Одним из важнейших показателей является и расход топлива. На создание современного авиадвигателя уходят десятилетия в странах с базисной технологичной платформой.
Форсажную тягу новых версий двигателей WS-15 китайского производства обозначили в 18 тонн. На этом основании был сделан вывод, что теперь китайские истребители превосходят американский истребитель F-22.
Но позже выяснилось, что тяга двигателя (не форсажная), составляющая около 14,9 т, требует "неожиданно" высоких затрат топлива.
Отмечено, что общий расход в сравнении с двигателями АЛ-31Ф, которыми оснащены истребители J-20 так называемой первой серии, выше в среднем на 27%. На форсаже эти показатели вырастают еще на 9-10%. Это притом, что тяга двигателей различается (опять-таки, если верить китайским данным по WS-15) примерно на 17%.
Таким образом, обнаруживается существенное опережение по показателям расхода топлива над показателями увеличения тяги. Это серьезный недостаток.
Отсюда и следует то, что несколько убавляет эйфорию китайских журналистов. Существенное увеличение показателей расхода топлива приводит к снижению боевого радиуса этих самолетов. Если сохранять характеристики авиационных двигателей J-20 на существующем уровне, то для компенсирования боевого радиуса придется увеличивать "бортовые" запасы топлива. По понятным причинам, это приведет к ухудшению по целому ряду показателей, включая полезную нагрузку и маневренность.
Видимо, все-таки в китайских СМИ рано объявили о "невероятном успехе". Это подчеркивается еще и тем фактом, что всего-то несколько недель назад в Китае писали о важности приобретения украинского "Мотор Сич".
Формально при форсаже топливо подается в камеру за турбиной. Это связано с ограничениями по температуре в камере сгорания. Появление новых материалов и технологий позволяет увеличить подачу топлива.. Догорать оно естественно будет в форсажной камере, но это не считается форсажем. Отсюда и дикое повышение расхода топлива в бесфорсажном режиме. Та же тенденция в расходе топлива наблюдается у новых американских двигателей.
Главные достоинства истребителей 5-го поколения:
- сверхзвуковой крейсерский режим (СКС);
- технология радиолокационной и инфракрасной скрытности.
Двигатель для J-20 не способен обеспечить длительный сверхзвук на безфорсажном режиме. Кроме этого J-20 имеет осесимметричные сопла двигателей, подфюзеляжные гребни и ПГО, расположенного довольно далеко от крыла....