Независимое военное обозрение
15 мая 2020, 08:57
Учебная авиация взяла новую высоту
Еще в декабре прошлого года 42% всех имеющихся учебно-тренировочных самолетов Воздушно-космических сил стояли в ремонте. Сегодня, исправность парка учебной авиации достигла рекордных 90% - об этом сообщил министр Сергей Шойгу
Ранее министр обороны обозначил, что намерен добиться чтобы начиная с 2018 года был обеспечен ежегодный выпуск "порядка 1300 молодых летчиков". В 2020 году Минобороны планирует получить более 100 новых летательных аппаратов, среди которых и истребители пятого поколения Су-57.
Старость в радость
Столь значительный, с 58 до 90% рост исправности авиапарка общей численностью порядка нескольких сотен единиц нельзя объяснить одним только улучшением ситуации на авиаремонтных предприятиях. Наверное, свой вклад внесло и более широкое вовлечение авиастроительных заводов с наращиванием объемов и расширением спектра работ по послепродажной поддержке самолетов строя. А также массовое списание изношенных летательных аппаратов прошлых поколений: Ми-2У, L-39C, L-410, Ан-26 и т. п.
Прошлое десятилетие отмечено поступлением в войска порядка 50 новейших учебных вертолетов "Ансат-У" и свыше сотни учебно-боевых самолетов Як-130; ожидаются дополнительные заказы.
Кроме того, в интересах МО РФ на площадке Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) с 2017 года налажена сборка учебно-тренировочных самолетов DA42Т Twin Star по лицензии австрийской фирмы Diamond Aircraft Industries и 19-местных транспортных L-410UVPE-20 чешской Aircraft Industries (LET). Они используются для тренировок экипажей бомбардировочной и военно-транспортной авиации.
Долгосрочные планы связаны с поступлением в войска перспективных учебно-тренировочных самолетов Як-152. Налаживание их серийного выпуска идет на Иркутском авиазаводе, ранее освоившем Як-130. Вместе с широким спектром тренажеров и интерактивных средств обучения новейшие "Яки" станут ключевой составляющей единой системы подготовки военных авиаторов.
Исторически у нас сложилась трехэтапная система подготовка экипажей фронтовой авиации. Перед Великой Отечественной войной летчики, как правило, выпускались с налетом порядка полусотни часов, включая до десяти - в аэроклубе на легких бипланах УТ-2, По-2 и др., оставшиеся - в летной школе ВВС на двухместном учебно-тренировочном истребителе УТИ-4 и боевом одноместном И-16. Затем обучение продолжалось непосредственно в частях, и "везунчики" наращивали личный счет до ста часов, с коим можно было выдавать себя за аса.
Переход на реактивную технику потребовал изменений: первым самолетом шел Як-18 - винтовой, но с носовой стойкой вместо хвостовой опоры, вторым - двухместный реактивный МиГ-15УТИ и затем более сложный одноместный МиГ-17.
Сегодня трехуровневая система подготовки в летных училищах сохраняется, обучение занимает пять лет. Немногие прошедшие ДОСААФ приходят с неким налетом на Як-52 или вертолете Ми-2У. Летные училища применяют двухместный реактивный L-39C на этапах первоначальной и основной подготовки будущих летчиков-истребителей, а двухмоторный турбовинтовой L-410UVP - экипажей бомбардировочной (БА) и военно-транспортной авиации (ВТА).
Первый уровень включает порядка 60 летных часов, второй - дополнительно 80 (те, кто идет в БА и ВТА, летают гораздо меньше). Затем, на этапе повышенной (углубленной) подготовки - еще 70 часов на двухместных и одноместных вариантах боевых самолетов (БА-Ту-134БЛ, ВТА-Ан-26 и др.). В итоге подготовка летчиков составляет свыше 200, а если повезет - 300 часов.
Это соответствует цифрам позднего советского периода и значительно превышает показатели рубежа веков. Низшая точка, когда налет новоиспеченных летчиков-истребителей при выпуске составлял порядка полусотни часов (при минимальной норме - 30), была пройдена. К 2007 году ситуация выправилась с увеличением цифры до 165. Кстати, в 2009 году тогдашний главнокомандующий ВВС России Александр Зелин озвучил стоимость обучения летчиков. Он сказал, что обучить летчика фронтовой авиации стоит 3,4 млн долл., летчика-снайпера - около 8.
От парты до части
Послесоветский период запомнился развалом прежней системы обучения летчиков, состоящей на тот момент из более чем 20 летных и инженерных училищ ВВС. Так много больше не требовалось. Организационные мероприятия продолжались на протяжении всего прошлого десятилетия.
Так, богатым на события выдался 2012 год, когда на базе существующих учебных заведений в Москве, Монино и Воронеже создали военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (Воронеж). Вскоре краснодарское училище сделали филиалом ВУНЦ ВВС "ВВА", а Армавирский, Борисоглебский и Балашовский учебные авиационные центры расформировали, создав единый Центр летной подготовки (ЦЛП ВУНЦ ВВС "ВВА"). В его состав вошли все учебные авиационные полки (базы) ВВС России.
Через три года ЦЛП расформировали, филиал ВУНЦ ВВС "ВВА" (Краснодар) вывели из состава Академии Жуковского и преобразовали в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (Военный институт). Сегодня в составе КВВАУЛ (ВУ) пять факультетов: базовой подготовки и иностранных военнослужащих (Краснодар), истребительной авиации (Армавир), бомбардировочной и штурмовой авиации (Борисоглебск), военно-транспортной и дальней авиации (Балашов).
Между тем ВУНЦ ВВС "ВВА" продолжает работу на основной площадке в Воронеже и двух филиалах - в Сызрани, где занимаются подготовкой экипажей вертолетчиков, и Челябинске - там ведется обучение штурманов/операторов. Заслуги этого учебного заведения были отмечены 21 февраля 2020 года, когда министр обороны вручил академии орден Жукова - за заслуги в укреплении обороноспособности страны и подготовке квалифицированных военных кадров.
Существующие в огромном типаже и вариантах исполнения учебные самолеты и вертолеты представляют особый класс пилотируемых летательных аппаратов (ЛА), специально спроектированных для обучения экипажей воздушных судов перед тем, как они приступят к выполнению полетов на боевой или коммерческой авиатехнике. При создании подобных ЛА особое внимание уделяется вопросам безопасности полетов, теме взаимодействия инструктора и обучаемого и часто простоте конструкции и систем с целью добиться разумного сокращения бюджетов покупки, владения и эксплуатации авиатехники.
Среди всех задач, решаемых учебной авиацией, самая сложная - подготовка летчиков маневренных самолетов фронтовой авиации. Образно систему подготовки можно представить в виде устремленной ввысь лестницы, по которой с земли можно попасть в кабину одноместного истребителя.
Первый этап "лесенки профотбора" - конкурс среди желающих освоить летную профессию. Здесь требуется самолет-фильтр, на Западе его называют screener. Он ничему не учит, его задача - отсев негодных кандидатов. Так, чтобы к следующему этапу прошли лишь подходящие по умственно-физическим качествам: быстроте реакции и мышления, функционированию вестибулярного аппарата, способности переносить перегрузку, стресс и так далее.
Среди не прошедших испытание на летчика-истребителя стараются выделить одержимую небом группу претендентов с качествами, достаточными для работы в качестве членов экипажа больших, неманевренных самолетов - штурманов (навигаторов), операторов бортовых систем и так далее.
Вторая ступень - начальная подготовка, получение первых навыков по ориентации в воздушном пространстве и управлению летательным аппаратом. Самолет для данного этапа в мире обозначают как ab initio trainer. На нем курсанты обучаются технике пилотирования, фигурам высшего пилотажа, основам навигации, полетам строем и в темное время суток "по приборам" и т. д.
Третий этап - основная подготовка летчика. Ее задача - научить четко и грамотно взаимодействовать с бортовыми системами в комплексе человек-машина. Здесь требуется сравнительно большой налет часов, а значит, как и машины первого-второго этапов, самолет основной подготовки (basic/primary trainer) должен расходовать поменьше топлива и быть нетребовательным к обслуживанию.
Четвертая ступенька "лесенки" - повышенная подготовка, главное в ней - умение применять оружие. Экономить на учебном самолете этого этапа (на Западе его называют advanced trainer либо lead-in fighter trainer) и его системах неуместно: как говорится, скупой платит дважды. Ведь недоучке придется наверстывать упущенное в кабине настоящего истребителя, а он в разы дороже учебно-боевого и по цене покупки, и по стоимости летного часа.
Пятая ступенька - двухместный вариант истребителя. Выделяют два вида: учебно-боевые (operational trainer) Су-27УБ, МиГ-29УБ и др. и боевые, например, Су-30СМ. Варианты УБ отличаются упрощенной комплектацией, некоторые даже не имеют бортового радиолокатора. Ну а на самой вершине - одноместные истребители для самостоятельных вылетов, где инструктору уже и места нет.
Ступенька минус
Грамотное использование представленной выше пятиступенчатой системы гарантирует отличный результат - выпуск хорошо подготовленного военного летчика. Однако она затратная. Поэтому можно попытаться сократить расходы путем отказа от отдельных ступенек или совмещая две, а то и три. Так поступают ВВС всех стран мира; у кого-то получается лучше, других - похуже. Перестарался с "оптимизацией" - получай недоучек, высокую аварийность, низкую боеготовность, неумелое использование боевой авиатехники и прочие "прелести". Сомнительная экономия, не правда ли?!
Среди подходов к "оптимизации" есть следующий, популярный у стран, по экономическим соображениям стремящихся уменьшить парк военной авиации. Совмещают первый и второй этапы подготовки с отсеиванием негодных курсантов уже в ходе первоначального обучения. Это существенно сокращает типаж и численность авиапарка, но немного повышает расходы на полеты с инструктором.
Другой популярный прием - тренировочные машины заказывают в вооруженном варианте, дабы в случае войны использовать их в боевых действиях. Тогда как Советский Союз закупал сравнительно простые L-39С, развивающиеся страны предпочитали L-39ZA с 23-мм пушкой ГШ-23, а сирийцы самостоятельно доработали их даже для пуска более тяжелых 80-мм неуправляемых ракет С-8. Результат: "довооруженные" L-39 хорошо себя показали против бандформирований, но понесли большие потери при столкновении в Идлибе с высокотехнологичным противником - турецкой регулярной армией. Словом, "совмещение функций" тоже чревато не всегда желательными последствиями.
Вывод: разумная экономия получается лишь при грамотном, взвешенном подходе. "Оптимизация" парка военной авиации должна проводиться после тщательного анализа состояния существующей материально-технической базы и инфраструктуры, принимая во внимание исторические предпочтения тех или иных военно-воздушных сил, менталитет населения страны и другие факторы.
Убирая "лишние" ступеньки "лестницы", мы можем "хорошо упасть", карабкаясь вверх без достаточного числа точек опоры. Нужно помнить, что Россия обладает могущественными Вооруженными силами. Летчиков у нас много, и готовить им нужно весьма многочисленную смену. Тем более что по завершении воинской службы боевые летчики нередко переучиваются на гражданские воздушные суда и идут работать в коммерческие авиакомпании. А роль последних в транспортной системе нашей огромной страны трудно переоценить.
Поэтому выскажу мысль, что в России было бы, несомненно, лучше сохранить все пять ступеней "лестницы" в небо. Тем более, промышленностью уже выпускаются либо испытываются все - абсолютно все! - необходимые самолеты. Остается их разве что довести до ума, доработав под конкретные требования ВКС на каждый подходящий этап обучения боевых летчиков.
Роль самолета-фильтра (screener) могут выполнить легкие одномоторные самолеты Ил-103, СМ-92 "Финист", Як-18Т (и его современный вариант СМ-94), DA42Т Twin Star (лицензионный от УЗГА) и другие самолеты с расположением летчиков "плечом к плечу". Так инструктору легче контролировать состояние и действия претендента или курсанта. Начальная подготовка (ab initio) - Як-152, Су-29КС/М и др., основная подготовка (basic/primary) - СР-10, повышенная (advanced/lead-in fighter trainer) - Як-130.
Россия на рубеже веков отказалась от продолжения эксплуатации истребителей третьего поколения. Сегодня наш парк фронтовой авиации полностью состоит из сверхзвуковых машин поколения "4/4+" (за исключением фронтовых бомбардировщиков Су-24М). Вскоре на вооружение поступит самолет пятого поколения Су-57, а он выпускается только в одноместном варианте. Соответственно ВКС нужны подходящие "учебные парты".
Лучшим решением будет наличие у нашей "лестницы" отбора и обучения летных кадров всех пяти ступенек: DA42Т, Як-152, СР-10, Як-130, Су-30СМ. "Оптимизация" же с целью экономии может очередной раз доказать правоту крылатой фразы Виктора Черномырдина "хотели как лучше, а получилось как всегда"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции