Известия
25 мая 2020, 08:01
Шапка-всевидимка: для управления дронами используют VR-технологии
Боевыми дронами станут управлять с помощью технологий виртуальной реальности. Расчеты новейших российских разведывательно-ударных беспилотников оснастят VR-шлемами, которые синхронизируют движения головы оператора и камер БПЛА
Шлем управления
Для экипажей российских тяжелых беспилотников разрабатывают шлем виртуальной реальности, рассказали "Известиям" источники в Министерстве обороны и ВПК. Это позволит решить проблему недостаточной ситуационной осведомленности управляющих боевыми дронами операторов. Обычных мониторов может быть мало для безошибочного дистанционного пилотирования скоростных и реактивных аппаратов.
Создаваемый шлем позволит отслеживать положение головы оператора, направление его взгляда и синхронизировать их с движением камер беспилотника. Кроме того, VR-технологии дадут возможность совместить изображение, полученное с оптики дрона c информацией о наземных и воздушных целях, а также параметрах полета.
Такие нововведения серьезно улучшат условия работы операторов БПЛА, отметил главный редактор портала Military Russia Дмитрий Корнев.
- Лучший обзор и практически моментальная скорость реагирования на происходящие события - два главных плюса, - считает эксперт. - Сейчас картинка выводится на мониторы, их может быть несколько. Вести наблюдение и ориентироваться на местности в такой ситуации не так-то просто. Теперь оператор с помощью поворота головы или даже легкого движения глаз сможет увидеть, что происходит справа или слева от дрона. Для этого надо обеспечить высокое качество изображения в режиме реального времени - в первую очередь речь идет о степени детализации. Существующие мощные видеокамеры, видеокарты, графические процессоры и технологии 3D-моделирования позволяют это сделать.
Внутри шлема надо будет установить самые современные видеопанели. Также необходимо разработать максимально удобный для оператора интерфейс.
- Шлем даст большую реалистичность при управлении полетом, - пояснил эксперт. - Максимальная включенность в процесс даст возможность точно облетать препятствия, не выводить аппарат на критичные режимы полета и эффективно выполнять боевые задания. От точности позиционирования аппарата зависит меткость попадания в цель ракеты или бомбы - дрон перед ударом нужно вывести в нужную точку.
В итоге шлем позволит повысить эксплуатационные характеристики БПЛА - выживаемость аппарата и эффективность его вооружения. Работа операторов будет более комфортна, а, значит, они будут меньше уставать и адекватнее действовать, отметил эксперт.
В идеале такое оборудование должно использоваться для управления любыми стоящими на вооружении армии дистанционно управляемыми аппаратами. Но в первую очередь они нужны операторам новейших дронов: "Охотников", "Альтиусов" и "Орионов".
Дистанционная авиация
Многие современные дроны управляются через спутниковые каналы связи. Поэтому их экипажи могут располагаться за тысячи километров от района действия БПЛА. Все новые тяжелые российские беспилотники разрабатываются с учетом возможности такого применения.
Для снижения нагрузки на операторов крупных беспилотников с большой продолжительностью полета сейчас приходится использовать несколько сменных экипажей. Отдельная команда обеспечивает операции взлета и посадки. После этого управление переходит к боевым операторам, которые руководят БПЛА в полете и над полем боя.
Технологии виртуальной реальности могут пригодиться как в беспилотной, так и в пилотируемой авиации, но для этого предстоит решить еще множество технических сложностей.
Иллюзии, искажение восприятия пилотом своего положения в пространстве - серьезная проблема в авиации, отметил заслуженный летчик-испытатель полковник Игорь Маликов. И при подготовке пилотов придется приложить немало усилий для ее решения.
- Обмануть вестибулярный аппарат человека - элементарно, - рассказал эксперт "Известиям". - Летишь где-нибудь в облаках и тебе кажется, что есть крен. А прибор показывает, что его нет. В российских истребителях даже есть кнопка, нажав на которую, можно привести самолет в горизонтальное положение. Чтобы операторы беспилотников могли эффективно работать в шлемах виртуальной реальности, необходимо провести много исследований. VR-шлемами оснащены пилоты американского F-35, это позволяет им видеть то, что незаметно из кабины. Однако, насколько я знаю, у них есть проблемы с освоением этого оборудования. Многие пилоты, судя по отчетам, пока не справляются с ситуацией.
Ранее "Известия" писали, что шлем с системой виртуальной реальности уже адаптируется для оснащения палубных истребителей МиГ-29К. Технология должна помочь пилотам на самых сложных этапах полета - взлете и посадке, а также в бою.
Ударники на подлете
Сейчас в нашей стране идет разработка трех типов тяжелых разведывательно-ударных беспилотников массой от одной до 20 т, для которых может быть полезна новая технология.
Как сообщило Министерство обороны, первый из них уже прошел боевое крещение. БПЛА "Орион" в ударном варианте был испытан в Сирии в 2019 году. В апреле в СМИ появились сообщения, что военное ведомство подписало акт технической приемки первого комплекса, в составе которого три таких аппарата.
После задержек с разработкой активизировались работы на семитонном "Альтиусе". Сейчас идут испытания по оснащению его тяжелыми планирующими бомбами семейства "Гром". С ними беспилотник сможет высокоточно поражать цели с расстояния в десятки километров, не заходя в зону действия ПВО противника.
Самый крупный из российских БПЛА - 20-тонный реактивный "Охотник" впервые поднялся в воздух 2 августа 2019. Этот тип беспилотника способен нести такую же боевую нагрузку, как пилотируемый бомбардировщик и предназначен для действий в условиях сильной ПВО. Он получит самые совершенные вооружения и средства управления....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 22, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через Сочи за 2024 год
Январь 21, 2025
Адаптация и устойчивость: как улучшить процессы наземного обслуживания рейсов
Январь 24, 2025
"Груз не имеет к нам отношения": в "Почте России" прокомментировали "летающие" посылки в Храброво
Январь 24, 2025
Назван возможный срок начала серийного производства самолета МС-21