Госкорпорация Ростех
1 июня 2020, 19:58
"Тяжеловесы" воздушного флота
В первый день лета свой профессиональный праздник отмечают летчики Военно-транспортной авиации России
С самого начала спектр задач ВТА был широким. Традиционно военно-транспортные самолеты действуют в интересах Вооруженных сил страны, но при необходимости привлекаются и для решения задач гуманитарного характера. Так, совсем недавно российские транспортники перебросили в Италию, США и Сербию медицинское оборудование для борьбы с коронавирусом.
О становлении Военно-транспортной авиации России и ее воздушном флоте - в нашем материале.
На всех фронтах: для армии и мирных миссий
Принято считать, что свою историю Военно-транспортная авиация РФ ведет с 1 июня 1931 года. Тогда в составе Ленинградского военного округа был сформирован опытный воздухо-десантный отряд. Ему передали бомбардировочную эскадрилью из 12 самолетов ТБ-1, используемых в качестве военно-транспортных, а также корпусный авиаотряд из 10 самолетов Р-5. Они должны были не только высаживать десант, но и обеспечивать его боеприпасами, продуктами, перевозить другие необходимые грузы. Это подразделение стало прообразом ВТА, а 1 июня официально считается днем рождения Военно-транспортной авиации России.
С самого начала ВТА использовала военные и гражданские самолеты, переоборудованные под выполнение соответствующих задач. В годы Великой Отечественной войны примерно третья часть всех вылетов военной авиации приходилась на долю ВТА. Это был колоссальный опыт высадки десантов, снабжения воинских подразделений продовольствием, вооружением и боеприпасами.
Богатый опыт Великой Отечественной помог создать специальные самолеты для нужд военно-транспортной авиации. Авиационный парк ВТА стал пополняться новыми машинами: Ил-12, Ил-14, Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26. Позже к ним присоединились Ил-76 и Ан-124 "Руслан". Помимо самолетов, в состав ВТА стали поступать и военно-транспортные вертолеты Ми-8.
Традиционно ВТА действует в интересах армии - это десантирование частей ВДВ, доставка вооружения, боеприпасов, материально-технической части, оперативная переброска воинских подразделений, эвакуация раненых. Военно-транспортные самолеты готовы также совершать воздушную разведку, вести радиоэлектронную борьбу, использоваться в других целях. К примеру, сегодня самолеты ВТА России несут службу в Сирии.
При необходимости Военно-транспортная авиация может привлекаться для решения отдельных специальных задач, в том числе гуманитарного характера. Это неоднократно было доказано в советское время и в наши дни. Так, с конца марта 2020 года командование ВТА отличилось на новом гуманитарном фронте. Наши транспортники в рамках борьбы с коронавирусом оперативно доставили медицинское оборудование в Италию, США и Сербию. Самолеты Ил-76 совершили десятки рейсов в Италию и Сербию, а до Америки, с двумя дозаправками в пути, долетел сверхтяжелый Ан-124.
Воздушный флот ВТА: самолеты в строю и на подлете
Сейчас на вооружении российской армии стоит порядка 250 единиц транспортных воздушных судов. Эти самолеты обычно делят на пять категорий, а основным показателем здесь выступает грузоподъемность: сверхтяжелые - Ан-124 (более 120 тонн); тяжелые - Ан-22, Ил-76МД-90А (до 60 тонн) и Ил-76МД (до 48 тонн); средние - Ан-12 (20 тонн); легкие - Ан-26 (6 тонн) и сверхлегкие - Ан-2 (1,5 тонны).
Несмотря на то, что в общей массе все эти машины были созданы еще в советское время, считать устаревшим парк военно-транспортной авиации не вполне корректно. Как отмечают эксперты, транспортный самолет - это скорее грузовик с такими ключевыми характеристиками, как грузоподъемность и надежность. Во всем мире считается, что жизненный цикл транспортников может достигать примерно 60 лет при своевременном проведении капитального ремонта.
В 2014 году в России была запущена программа переоснащения военно-транспортной авиации: проводится ремонт стоящего на вооружении парка, поставляются новые машины. В 2019 году доля исправного самолетного парка ВТА РФ достигла 90% - впервые за новейшую историю Военно-транспортной авиации.
Параллельно ведутся работы по разработке новых воздушных судов. Так, например, легкие Ан-26 должны заменить Ил-112В, а самый распространенный российский транспортник Ил-76 уже получил свою новую версию - Ил-76МД-90А.
Ил-76МД-90А: новый тяжеловес
Первый полет - 22 сентября 2012 года
Разработчик - Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина
Изготовитель - "Авиастар-СП", Ульяновск (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК).
Тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией Ил-76МД, который ранее производился на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова. В советские годы только на этом предприятии серийно выпускались самолеты Ил-76. В 2012 году предприятие было переименовано в АО "Ташкентский механический завод", и сейчас там занимаются сборкой и ремонтом железнодорожных вагонов.
Производство Ил-76 в России было локализовано на ульяновском заводе "Авиастар-СП". Таким образом, фактически на территории нашей страны была создана компетенция по серийному производству тяжелых транспортников. Новые машины Ил-76МД-90А Ульяновского производства уже поступают в ВКС России.
Одним из главных отличий Ил-76МД-90А от Ил-76МД является более мощный двигатель ПС-90А-76 разработки ОДК. Его тяга на максимальном режиме доходит до 14,5 тонн (для сравнения: старый Д-30КП2 "дотягивал" только до 12 тонн). Силовая установка ПС-90А-76 также соответствует требованиям к шуму и выбросу вредных веществ Международной организации гражданской авиации.
Ил-76МД-90А обладает обновленной кабиной экипажа и усовершенствованной электроникой - на борту установлен пилотажно-навигационный комплекс "ПНПК-76". На приборной панели пилотов расположены многофункциональные цифровые экраны, на которых отображается вся информация, необходимая для управления воздушным судном. Таким образом, Ил-76МД-90А оснащен так называемой "стеклянной кабиной".
Максимальная дальность полета при нагрузке в 20 тонн увеличилась до 8500 км (вместо 6700 км). Ил-76МД-90А способен перебрасывать 60 тонн груза на расстояние до 4000 километров. К примеру, он может перевезти до 126 десантников. Схема шасси, которую производит "Технодинамика", позволяет самолету садиться и взлетать с грунтовых полос.
Ил-112В: долгий путь в небо
Первый полет - 30 марта 2019 года
Разработчик - Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина
Изготовитель - Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО)
Ил-112В - это первый легкий военно-транспортный самолет, полностью спроектированный в новейшей России. Он не только превосходит в два раза по транспортной эффективности Ан-26, но и способен составить конкуренцию мировым транспортникам своего класса.
У этого самолета непростая судьба. Работы по созданию прототипа начались еще в середине 1990-х годов, но машина так и не вышла в серию. В 2013 году Минобороны РФ было решено наладить производство Ил-112. Конструкторскую документацию перевели в электронный формат, попутно вносилось множество исправлений в проект, который был изменен больше, чем наполовину. Попутно шла модернизация и доработка нового двигателя. 30 марта 2019 года был совершен первый полет Ил-112В с новейшей версией турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ разработки и производства "ОДК-Климов".
Среди основных преимуществ воздушного судна - просторная грузовая кабина с большим эффективным объемом пространства, экономичность двигателей, возможность эксплуатации с плохо оборудованных аэропортов и грунтовых полос. Кроме того, Ил-112В не страшны сложные климатические условия и высокогорные аэродромы. Его крейсерская скорость составляет 470 км/ч, а дальность полета с максимальной нагрузкой - 1200 км.
Ил-112В строится полностью из отечественных комплектующих, большая часть из которых создана организациями Госкорпорации Ростех. Панели и элементы фюзеляжа производятся на предприятиях ОАК ("Авиастар-СП", ВАСО). Кроме двигателей разработки ОДК, это система автоматизированного управления от КРЭТ, а также шасси, элементы гидравлики и система электроснабжения от "Технодинамики".
Ранее планировалось, что второй полет Ил-112В состоится в этом апреле, но пандемия COVID-19 внесла коррективы. Тем не менее считается, что коронавирус не окажет влияния на реализацию программы в целом. Второй опытный образец машины уже готовится к проведению прочностных и ресурсных испытаний. Третий и четвертый заложены в производство - они начнут летные испытания в 2022 году. Тогда же может быть налажено серийное производство нового самолета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции