Самарский национальный исследовательский университет им С.П. Королева
2 июня 2020, 09:56
Исследования самарских и шведских ученых помогут снизить стоимость авиатоплива
Ученые Самарского университета провели серию расчетов и экспериментов, доказавших возможность использования в качестве авиационного топлива смесей керосина и этанола, получаемого из возобновляемых источников
Использование смесей керосина и биотоплива должно в перспективе удешевить стоимость заправки авиатранспорта и улучшить его экологичность. По данным Аргоннской национальной лаборатории (старейшего национального исследовательского центра Министерства энергетики США), даже 10-процентное содержание этанола в топливной смеси снижает выбросы парниковых газов в атмосферу на 12-19% по сравнению с выбросами от обычного бензина.
"Наша совместная с самарскими коллегами работа была посвящена исследованию добавок, смесей компонентов керосина с этанолом, - рассказал профессор Лундского университета Александр Коннов. - Этанол - это биотопливо, и для того, чтобы постепенно переходить к восстанавливаемым источникам энергии, нужно знать, как будут гореть такие смеси, насколько они подходят для существующих устройств горения. Нельзя взять вместо керосина и использовать один лишь этанол, а вот смеси - вполне возможно. Сейчас в Европейском Союзе не только допускается, но и рекомендуется до 5% этанола добавлять во все бензины для автомобилей. Мы работаем прежде всего над авиатехнологиями, и пытаемся увеличить процентное содержание добавок биотоплива в авиационный керосин".
Как отметил научный руководитель направления "Процессы горения в камерах сгорания" НОЦ газодинамических исследований Самарского университета кандидат технических наук Сергей Матвеев, глобальная цель проекта - найти методы повышения эффективности проектирования и доводки двигателей, в частности, авиационных газотурбинных. "Но сама методология исследования может быть использована в самых разных отраслях - от теплоэнергетики до двигателей внутреннего сгорания. Главное - качественное моделирование экологических характеристик двигателя", - пояснил Сергей Матвеев.
Для проведения расчетов ученые задействовали мощности суперкомпьютеров, кроме того в Самарском университете во взаимодействии с коллегами из Швеции и Голландии была создана специальная установка "Heat Flux" по определению нормальной скорости распространения пламени, в мире существует всего несколько подобных установок. На "Heat Flux" была проведена большая часть экспериментальных работ.
По словам профессора Александра Коннова, разработанная учеными химическая модель горения смеси керосина и различных биотоплив позволит найти оптимальный вариант топливных смесей, обладающих всеми необходимыми свойствами керосина, но включающих в себя биотопливо.
"Эту модель смогут использовать инженеры, которые занимаются разработкой авиадвигателей. Они будут включать эту модель в свои расчеты, чтобы правильно рассчитывать рабочий процесс в камерах сгорания, их эффективность и т.д. Мы обеспечим их нашей химической моделью, а они будут разрабатывать уже конкретные устройства", - заключил ученый.
Вопрос поиска новых видов топлива для авиации с каждым годом становится все более актуальным. В качестве будущей альтернативы авиационному керосину все чаще рассматривается биотопливо, то есть, топливо, изготавливаемое, например, из растительного сырья или из органических отходов промышленности. В отличие от нефтепродуктов, такой вид топлива более экологичен, от него меньше вредных выбросов в атмосферу, кроме того, биотопливо дешевле и производится из возобновляемых материалов. Так, согласно данным из открытых источников, стоимость литра биоэтанола на автомобильной заправке в Бразилии, в среднем, ниже 50 центов США при себестоимости 15-25 центов. А стоимость литра авиакеросина в российских аэропортах, в среднем, около 80 центов, и это без учета НДС. Однако полностью заменить авиационный керосин биотопливом пока не представляется возможным, хотя такие изыскания в настоящее время и ведутся.
*Научно-исследовательские работы по моделированию смесей керосина и биотоплива были начаты в рамках проекта федеральной целевой программы (ФЦП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России", рассчитанной на 2014-2020 годы, и были посвящены прогнозированию экологических характеристик разрабатываемых российских авиационных двигателей.
Глобальная цель проекта - повышение конкурентоспособности российских авиационных двигателей путем создания эффективных методов прогнозирования экологических характеристик камер сгорания на стадиях проектирования и доводки в рамках совместных научных исследований с Lund University (г. Лунд, Швеция), интеграция российской науки в общеевропейскую научно-исследовательскую сферу, расширение базы знаний и развитие передовых технологий в области двигателестроения.
По завершении успешно выполненных работ по ФЦП, ученые Самарского университета продолжили исследования, но уже в рамках гранта Российского научного фонда (номер проекта:19-79-00325, код типа проекта: МУ(2019)) по теме "Разработка суррогата авиационного керосина для определения эмиссии полициклических ароматических углеводородов двигателями гражданской авиации" (в рамках конкурса "Проведение инициативных исследований молодыми учеными" Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными").
**Научный журнал Combustion and Flame - это официальное издание Международного института горения. В базе Scopus журнал индексируется с 1957 года по настоящее время. По данным SCImago Journal Rank, издание имеет самый высокий квартиль Q1 по всем научным областям, определяемым в базе: Chemical Engineering, Chemistry, Energy Engineering and Power Technology, Fuel Technology. География авторов, публикующих результаты своих научных исследований в журнале Combustion and Flame, разнообразна: Германия, США, Китай, Великобритания и другие....
Авторские права на данный материал принадлежат «Самарский национальный исследовательский университет им С.П. Королева». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
