Военное обозрение
4 июня 2020, 08:49
Проект Ил-114-300: решающий 2020 год
В 2014 г. руководство страны распорядилось развернуть производство пассажирских самолетов Ил-114 на отечественных предприятиях
Технические особенности
Базовый проект Ил-114 был создан в восьмидесятых годах с учетом потребностей гражданской авиации того времени и возможностей советской авиационной промышленности. Он представлял собой региональный лайнер с полезной нагрузкой в несколько тонн. Первый полет такой машины состоялся 20 марта 1990 г. Через несколько лет в Ташкенте началось серийное производство. Однако удалось построить менее 20 машин, после чего работы были свернуты ввиду сложностей промышленности и отсутствия интереса со стороны заказчиков.
Современный проект Ил-114-300 предусматривает сохранение общей архитектуры и части агрегатов самолета. При этом силовая установка и авионика заменяются современными образцами. За счет этого достигается рост основных технических и экономических характеристик, а также обеспечивается полное соответствие современным требованиям разного рода.
Ил-114-300 представляет собой двухдвигательный низкоплан с двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01 мощностью по 2650 л.с. и малошумными воздушными винтами. Предусматривается вспомогательная силовая установка ТА-1. Самолет получает современный цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114М2. Экипаж включает двух пилотов.
В предлагаемом виде Ил-114-300 сможет брать на борт до 68 пассажиров или 6,5 т другой нагрузки. Максимальная взлетная масса - 23,5 т. Крейсерская скорость - 500 км/ч, дальность с максимальной нагрузкой - 1900 км. Самолет способен работать на аэродромах разных классов, в т.ч. с плохо подготовленными полосами. Применение современных экономичных двигателей с высокоэффективными винтами позволяет улучшить летно-технические и экономические характеристики в сравнении с базовой модификацией.
Производственная кооперация
Разработка обновленного проекта и отдельных его элементов с последующим запуском производства были поручены Объединенной авиастроительной и Объединенной двигателестроительной корпорациям. К производственной кооперации привлекли несколько предприятий, имеющих большой опыт строительства и обслуживания гражданской авиационной техники.
Разработку Ил-114-300 выполнил Авиационный комплекс им. Ильюшина. Производство отдельных агрегатов и окончательную сборку распределили между Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО), ульяновским заводом "Авиастар-СП", нижегородским "Соколом" и луховицким заводом РСК "МиГ". К проекту привлечена масса других предприятий-поставщиков отдельных агрегатов. Важной особенностью проекта является отказ от импортных комплектующих, все изделия выпускаются только отечественными предприятиями.
На данный момент такая кооперация смогла наладить производство опытных самолетов. Воронеж, Ульяновск и Нижний Новгород отвечают за изготовление различных агрегатов и систем. Готовые изделия отправляются в Луховицы, где осуществляется окончательная сборка. Вероятно, такой подход сохранится и в будущем, когда проект дойдет до серийного производства.
Опытные образцы
В конце декабря 2019 г. на аэродроме Летно-исследовательского института им. Громова в Жуковском состоялась выкатка первого опытного Ил-114-300. По известным данным, его выполнили на основе базового Ил-114 з/н 01-08, построенного в 1994 г. в Ташкенте. В течение длительного времени эта машина находилась в Жуковском, и ее перестроили по современному проекту.
Сейчас в Луховицах ведется сборка второго опытного самолета з/н 01-10, эта машина строится с нуля. Ее завершат в этом году, после чего передадут на испытания. В феврале стало известно о начале производства еще одного самолета. Это будет очередной опытный образец, но строят его полностью по серийным технологиям. С его помощью отработают все необходимые производственные процессы, что в дальнейшем обеспечит начало полноценной серии.
Согласно сообщениям последнего времени, первый опытный Ил-114-300, перестроенный из "простого" Ил-114, сейчас должен выходить на наземные испытания. Эти мероприятия займут несколько месяцев, а в ноябре начнутся первые тестовые полеты. К тому времени из сборочного цеха выйдет первый прототип новой постройки.
Летные испытания будут продолжаться в течение 2020-22 гг. К началу 2023 г. АК им. Ильюшина планирует завершить сертификацию нового образца, а затем начать серийное производство с поставкой готовых машин заказчикам. Следует отметить, что проект Ил-114-300 сталкивался с существенными трудностями, из-за чего сроки выполнения различных его этапов неоднократно сдвигались. Нельзя исключать, что и на этапе испытаний авиастроители отклонятся от графика. Впрочем, задержка не должна быть большой, и эксплуатация самолетов начнется не позднее середины нового десятилетия.
В ожидании заказов
Первое соглашение о поставке будущих Ил-114-300 появилось в 2017 г. Государственная транспортная лизинговая компания разместила предварительный заказ на полсотни самолетов. В обозримом будущем его планировали довести до состояния полноценного договора на поставку.
В июне 2019 г. руководство РСК "МиГ" объявило о наличии нескольких заказчиков. В конце августа появились три предварительных соглашения на поставку 16 самолетов разным авиакомпаниям. Наиболее крупный заказ, на 8 машин, разместили якутские "Полярные авиалинии". Наименьший заказ - от компании "КрасАвиа" из Красноярского края, которая планирует получить три самолета.
По известным данным, поставки 16 самолетов трем заказчикам займут несколько лет. Передача первых машин запланирована на 2022 г., последних - на 2026-й. При этом разработчики проекта утверждают, что возможен выход на производство до 10-12 самолетов в год.
Подобные объемы выпуска будут иметь смысл при наличии крупных заказов. По разным оценкам, российским авиакомпаниям требуется не менее нескольких десятков Ил-114-300. Вероятно, основная масса заказов начнет поступать после завершения работ по опытным самолетам.
Желаемые результаты
Успешное завершение проекта Ил-114-300 с запуском серии и поставкой готовой техники заказчикам позволит решить несколько важных проблем в контексте развития гражданской авиации. При этом подобный самолет становится одной из нескольких подобных мер, принимаемых в последние годы.
Главный положительный результат нового проекта - появление еще одного отечественного регионального самолета, отвечающего всем современным требованиям. При этом Ил-114-300 является полностью российской разработкой и строится только с применением наших агрегатов. За счет этого производство и эксплуатация техники не будут зависеть от импорта и возможных проблем с ним.
С учетом сложной ситуации в мире и проблем ведущих производителей авиационной техники можно предполагать, что Ил-114-300 имеет коммерческие перспективы не только на внутреннем рынке. Впрочем, не стоит надеяться на быстрое появление особо крупных экспортных контрактов.
Решающий 2020 год
Разработка и подготовка производства современного Ил-114-300 не были простыми и дешевыми. Работам дали старт в конце 2014 г., но опытный самолет еще не поднимался в воздух. На ранних стадиях проекта на проведение необходимых работ государство выделило почти 9,6 млрд руб. В прошлом году к ним добавили 2,22 миллиарда на организацию серийного производства.
Целесообразность этих затрат будет показана в самое ближайшее время. Ожидается завершение наземных испытаний первого прототипа "01-08", а к концу года состоится его первый полет. Затем к испытаниям присоединится первый опытный самолет, построенный с нуля. За ним последует машина на серийных технологиях.
В целом уже сейчас понятно, что промышленность справилась с поставленной задачей. Существующий самолет прошел глубокую модернизацию и получил новые компоненты, благодаря которым теперь соответствует современным требованиям и может найти место в системе пассажирских и грузовых перевозок.
Однако все это необходимо подтвердить на практике, в рамках испытаний, которые стартуют в ближайшее время. 2020 год станет ключевым в истории проекта Ил-114-300 и определит его реальные перспективы. Пока все располагает к оптимизму....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться