Госкорпорация Ростех
9 июня 2020, 20:07
Поликарпов и его "небесный тихоход"
9 июня исполняется 128 лет со дня рождения Николая Поликарпова - создателя первого отечественного истребителя
Учебный "Ванька-встанька"
Бурный рост авиации в 1920-е годы, на которую руководство страны возлагало большие надежды, требовал увеличения числа пилотов и нового уровня обучения. "Летающая школьная парта" У-1, копия английского Авро-504К, плохо справлялась со своими задачами: была сложна в управлении, и ошибки пилотов часто приводили к авариям. Требовалась новая машина отечественной разработки с улучшенными характеристиками и советским мотором.
Молодой авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов заинтересовался темой учебных самолетов в 1923 году. К этому времени он уже создал первый советский истребитель И-1, хотя и не пошедший в серию. Когда в 1926 году были утверждены требования к новому учебному самолету, конструктор уже имел существенный задел, чтобы к концу года представить эскизный проект самолета У-2.
В апреле 1927 года был готов опытный образец двигателя М-11 конструкции А.Д. Швецова, который установили на строящийся опытный У-2. Впервые новый самолет поднялся в небо 24 июня 1927 года. Летчик-испытатель М.М. Громов высоко оценил машину, отметив ее полное соответствие заданию. Самым важным моментом в управлении У-2 оказалось то, что он не входил в "штопор", который тогда был бичом авиации и стал причиной смерти многих пилотов. Именно за эту устойчивость самолет получит первое прозвище "Ванька-встанька".
Второй опытный экземпляр, значительно доработанный, взлетел 7 января 1928 года, о чем Поликарпов, сын священника и бывший студент духовной семинарии, писал в письме так: "В день Рождества Господь послал мне радость". Осенью того же года У-2 в числе другой техники отправили на Международную авиационную выставку в Берлин, где впервые были показаны советские самолеты.
"Фанерный хвост и крылья и очень тихий ход"
Именно второй опытный У-2 был взят за основу для воплощения в серию. В качестве завода-изготовителя определили ленинградский авиазавод №23.
Самолет был выполнен по схеме одномоторного двухместного биплана нормального типа. Мощность мотора М-11 составляла 100 л.с., максимальная скорость полета - 140 км/ч, посадочная скорость - 60 км/ч, максимальная высота полета - 3800 м.
Основными материалами в конструкции У-2 были дерево и сталь, что послужило одной из причин его будущей популярности - обслуживание и ремонт были простыми и дешевыми. Полотняная обшивка также легко ремонтировалась в полевых условиях. Кабины инструктора и ученика располагались одна за другой, управлять самолетом можно было из обеих.
Другой особенностью У-2 стала его способность взлетать практически с любых площадок. Для этого ему всего лишь нужна была полоса длиной 100-150 м. В полете У-2 демонстрировал хорошую устойчивость и управляемость, позволял выполнять различные фигуры пилотажа.
Проводник в небо
Уже в 1928 году первые У-2 стали поступать в летные школы, а с 1930 года новая машина стала массово замещать устаревшие учебные У-1. Молодой самолет, несмотря на некоторые огрехи первых партий, сразу был тепло принят учениками и инструкторами. Качество обучения заметно выросло, что сказалось даже на таком показателе, как количество курсантов, отчисленных за неспособность к летному делу. То есть У-2 успешно выполнял свою основную функцию, помогая обучаться базовым навыкам пилотирования и далее передавая эстафету более сложным моделям. У-2 прощал многие ошибки и давался в руки даже самых малоопытных курсантов.
За первые три года серийного производства около 1400 самолетов У-2 обновили парк учебной техники в гражданских структурах и ВВС, а часть из них поступили в школы Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Долгие годы У-2 был единственным учебным самолетом общества, которое сделало очень многое для роста интереса к авиации в предвоенное время. За военные годы Осоавиахим подготовил около 100 тыс. Пилотов.
Из учебника для летных школ 1937 года: "С первых же шагов своей летной службы наш летчик встречается с самолетом У-2 М-11. Понятно поэтому то исключительное значение, которое имеет для начинающего летчика детальное изучение данного самолета. На нем предстоит первый самостоятельный взлет".
Модель У-2 оказалась настолько удачной, что различные модификации не заставили себя долго ждать. Самолет широко применялся в сельском хозяйстве, выпускались гидросамолеты, самолеты санавиации. Конструкторы неустанно совершенствовали машину, а ее конструкция позволяла вносить нужные изменения практически в полевых условиях, поэтому точное количество вариаций У-2 не поддается исчислению.
"Почти пешком по небу летят едва-едва"
В 1933 году завод №23 начал выпуск самолетов войсковой серии У-2ВС, оснащенных пулеметами и бомбодержателями. К концу 1930-х годов на вооружении ВВС СССР стояло около 3000 самолетов У-2. В 1941 году производство самолета переносится на ленинградский завод №387, который в самом начале Великой Отечественной войны эвакуируется в Казань. Сегодня это Казанский вертолетостроительный завод, входящий в холдинг "Вертолеты России" Ростеха.
С первых дней войны У-2 стал незаменимым тружеником фронта и тыла. Здесь все преимущества этой крайне неприхотливой машины раскрылись максимально широко. Благодаря своей малой скорости У-2 мог летать на минимальной высоте, которая была недоступна более скоростным самолетам. То, что самолет Поликарпова мог взлетать с небольшой площадки, делало его незаменимым для сообщения с партизанами, а также для эвакуации населения.
Особенно впечатляющим и масштабным было использование У-2 в качестве бомбардировщика. "Небесные тихоходы" под покровом ночи на сверхмалой высоте и на малом газу незамеченными преодолевали зону ПВО и сбрасывали боеприпасы на объекты противника. Несмотря на кажущуюся простоту, эта работа была очень эффективной. Например, герой СССР Василий Кизь за свои 640 боевых вылетов взорвал 27 складов с горючим и боеприпасами, разрушил около 200 сооружений, уничтожил 24 автомашины и 4 самолета на земле. Именно на бомбардировщиках Поликарпова воевали летчицы прославленного женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, прозванные немцами "ночными ведьмами".
"Кукурузник", ставший легендой
В 1944 году самолету было присвоено имя его создателя Николая Николаевича Поликарпова - По-2. Это произошло уже после ранней смерти конструктора − ему было всего 52 года. За короткую жизнь он успел сделать для отечественной авиации очень многое. Поликарпова называли "королем истребителей", ведь именно его самолеты И-15бис, И-153 "Чайка" и И-16 стали основой истребительной авиации предвоенных лет. На момент начала Великой Отечественной войны его машины составляли ¾ всего парка советских истребителей. И все же именно "кукурузнику" По-2 было суждено прожить дольше других разработок конструктора.
По-2 выпускался до 1953 года. Всего было произведено более 30 тыс. машин, что делает По-2 одним из самых массовых самолетов в мире. В 1950-53 годах самолет успел повоевать в Корейской войне, получив от американцев еще одно прозвище − "чокнутый будильник". Мирную службу По-2 продолжал нести в СССР и других странах до начала 1960-х.
По-2 не был уникальным изобретением, но он отлично справлялся с поставленными задачами. Он прекрасно подходил условиям, в которых применялся, и в своей простоте и неприхотливости полюбился русским людям. По-2 вошел в культуру, стал героем фильмов и песен. Детище Николая Поликарпова и сегодня вдохновляет энтузиастов, которые спустя почти столетие создают летающие реплики самолета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции