Известия
16 июля 2020, 07:46
"Звезда" над водой: в армии началась эксплуатация самолета-амфибии Бе-200
Уникальные самолеты-амфибии Бе-200 "Альтаир" начнут поступать в войска. По словам источников "Известий", в оборонном ведомстве планируют сформировать несколько авиационных отрядов летающих лодок
"Альтаир" на Каспии
Как рассказали "Известиям" источники в военном ведомстве, планируется сформировать несколько авиационных отрядов, которые будут оснащены Бе-200. Первый из них появится на Каспийском море. Формирование аналогичных подразделений на других флотах и места их дислокации пока находятся в стадии обсуждения, пояснили собеседники издания.
В настоящее время Минобороны уже законтрактовала шесть "Альтаиров". По словам начальника морской авиации ВМФ генерал-майора Игоря Кожина, в нынешнем году ожидается поставка трех Бе-200. Первый из них уже передан в военно-морской учебный центр в Ейске, где началась его опытная эксплуатация. 24 июля этот самолет примет участие в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге.
Ранее Каспийская флотилия не имела собственной авиации. Небольшие авиаотряды включали в ее в состав лишь в Гражданскую и Великую Отечественную войну. Теперь Каспийское море станет для летающих лодок учебным полигоном. В такой роли оно использовалось еще с советских времен, когда там испытывали различные экранопланы, включая знаменитый "Лунь", получивший за рубежом прозвище "Каспийский монстр" - это огромный аппарат с противокорабельными крылатыми ракетами на борту.
Как рассказали "Известиям" источники в военном ведомстве, планируется сформировать несколько авиационных отрядов, которые будут оснащены Бе-200. Первый из них появится на Каспийском море. Формирование аналогичных подразделений на других флотах и места их дислокации пока находятся в стадии обсуждения, пояснили собеседники издания.
В настоящее время Минобороны уже законтрактовала шесть "Альтаиров". По словам начальника морской авиации ВМФ генерал-майора Игоря Кожина, в нынешнем году ожидается поставка трех Бе-200. Первый из них уже передан в военно-морской учебный центр в Ейске, где началась его опытная эксплуатация. 24 июля этот самолет примет участие в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге.
Ранее Каспийская флотилия не имела собственной авиации. Небольшие авиаотряды включали в ее в состав лишь в Гражданскую и Великую Отечественную войну. Теперь Каспийское море станет для летающих лодок учебным полигоном. В такой роли оно использовалось еще с советских времен, когда там испытывали различные экранопланы, включая знаменитый "Лунь", получивший за рубежом прозвище "Каспийский монстр" - это огромный аппарат с противокорабельными крылатыми ракетами на борту.
- Самолет может садиться и взлетать с воды даже при сильном волнении - это редкое качество для современной техники, - рассказал "Известиям" специалист. - Также есть противопожарные модификации амфибии, которые могут набирать воду и распылять ее над горящими объектами - Бе-200 хорошо подходит для тушения огня на больших площадях. Аппарат имеет большой потенциал для модернизации. В частности, он разрабатывался с возможностью его применения как противолодочного. В СССР гидросамолеты были на всех флотах и играли важную роль.
200 миль от берега
Минобороны заявило, что будет использовать Бе-200 в мирных целях. Первая партия изготавливается в поисково-спасательном варианте, сохранившем также способность тушения пожаров.
Самолет способен до шести часов патрулировать в двухсотмильной зоне от берега. Для наблюдения и поиска пострадавших он оснащен специальной оптической наблюдательной станцией, включающей тепловизионный канал. С его помощью Бе-200 может работать даже ночью и в условиях тумана. На борту амфибии, которая может садиться прямо в море, есть места для 45 человек, надувная лодка и средства помощи пострадавшим.
В 2019 году самолет продемонстрировали с подвесными спасательными контейнерами КАС-150. Такие используются авиацией ВМФ для оказания помощи потерпевшим бедствие на воде.
В одноразовые контейнеры в зависимости от комплектации могут быть загружены различные предметы снабжения и спасательное имущество, включая лодку, надувной плот и даже одежду. Их сбрасывают в тех случаях, когда обстановка не позволяет сесть на воду из-за сильных волн или недостаточно длинного участка свободной акватории.
Сейчас на вооружении Минобороны состоят немногочисленные самолеты-амфибии Бе-12. Ими оснащены Черноморский и Тихоокеанский флоты. Кроме поисково-спасательных задач эти машины занимаются противолодочными задачами. По словам министра обороны Сергея Шойгу, возможно использование в этой роли в перспективе и Бе-200.
Реактивная амфибия
Известно, что контракт на первые три Бе-200 был подписан между Минобороны и ТАНТК им. Г.М. Бериева в конце 2018 года. Самолеты заказали в поисково-спасательной конфигурации, отличающейся от техники МЧС. Тем не менее военные машины сохраняют и функцию пожаротушения.
Это уже не первая попытка военного ведомства получить новые самолеты-амфибии. В 2013-м оно подписало контракт на поставку шести Бе-200. Но из-за проблем с налаживанием производства самолета в Таганроге он оказался сорван. В 2017 году Минобороны расторгло договор.
Судьба нынешнего контракта сложилась успешнее. Спустя чуть больше года после его подписания, 14 февраля 2020 года "Объединенная авиастроительная корпорация" сообщила о первом полете Бе-200. Судя по репортажам с завода, в высокой степени готовности на нем находятся еще пара самолетов для военных.
Ранее в СМИ сообщалось, что в рамках гособоронзаказа к 2027 году планируется построить до 16 Бе-200, а еще шесть закажет МЧС. Проблема заключается в украинском двигателе, который необходимо заменить. Рассматриваются варианты его импортозамещения на российско-французский SaM-146, разработанный для самолета "Сухой Суперджет", или на перспективный отечественный ПС-10.
В гражданском варианте Бе-200 выпускают с 1998 года. Двенадцать машин построили для российского МЧС. Еще одну использует МЧС Азербайджана. В России их применяют как для тушения пожаров, так и для поисково-спасательных работ на море.
Справка "Известий"
Бе-200 - самый большой современный самолет-амфибия с реактивными двигателями. Он может взлетать не только с сухопутных аэродромов, но и с воды. Расположенные над крылом мощные двигатели Д-436ТД позволяют ему развивать крейсерскую скорость 710 км/ч. Самолет садится на море и пресные водоемы с высотой волны до 1,3 м. Для базирования на земле ему достаточно бетонной полосы длиной 1,8 км, на воде - акватории 2,5 км....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции