Sky review
17 июля 2020, 18:33
"Водительские права" для операторов БАС
Sky review получил комментарии из EASA касаемо категорий БАС и обучения управлению беспилотниками в Европе
Европейские правила полетов для беспилотных авиационных систем (БАС) базируются на степени риска, которую они могут представлять для окружающих. В связи с этим существует три наиболее распространенные категории полетов.
- "Открытая" категория (open category) - операции БАС с наименьшим риском для окружающих. Не требуют специального разрешения перед началом полета беспилотника.
- "Специальная" категория (specific category) - полеты с более высоким риском. Пилоту БАС необходимо получить разрешение перед началом полета. Для некоторых операций определены условия, обязывающие пилотов подавать специальные декларации вместо стандартной заявки на разрешение полета.
- "Сертифицированная" категория (certified category) - те случаи, при которых риск значителен и сопоставим с риском при полетах ВС с людьми на борту. В этих ситуациях необходим сертификат летной годности для БАС, сертификат оператора БАС и лицензия удаленного пилота.
Как отмечают специалисты EASA, все операторы БАС, когда они выполняют полеты, относящиеся к "Специальной" категории, обязаны регистрироваться через соответствующие государственные органы. Если полеты выполняются в "Открытой" категории, операторы должны также зарегистрироваться при условии, что используемый дрон отвечает хотя бы одному из следующих требований:
- имеет максимальную взлетную массу более 250 г;
- максимальная взлетная масса БАС составляет менее 250 г, но дрон при этом оснащен датчиком/датчиками, способными собирать персональные данные (к примеру, видеокамерой);
- дрон является высокоскоростным.
Здесь важно внести ясность, что оператор БАС - это владелец дрона, и он не всегда может являться непосредственным пилотом беспилотника.
Открытая категория
Большинство частных полетов в зоне прямой видимости будет выполняться в рамках "Открытой" категории полетов. Лицам, чьи полеты попадают в данную категорию, необходимо получить регистрационный номер, а также проверить специальный знак класса дрона - CE, напечатанный на беспилотнике. CE определяет условия, при которых данный дрон можно будет использовать, и содержит одно из следующих значений: C0, C1, C2, C3, C4.
- С0: дрону данного класса (весом до 250 г) разрешаются полеты в городских условиях без серьезных ограничений за исключением тех случаев, когда данные полеты осуществляются над большими скоплениями людей. Пилот БАС должен ознакомиться с инструкцией производителя БПЛА, какая-либо дополнительная специальная подготовка пилоту не требуется.
- С1: подобным дронам (весом до 900 г) полеты в городских условиях также разрешены, однако операции над людьми должны быть максимально ограничены, а полеты над большими скоплениями людей запрещены вовсе. Кроме того, пилот БАС должен быть ознакомлен с инструкцией производителя дрона, обязан пройти онлайн-курс, сдать экзамен и получить "Подтверждение о прохождении онлайн-обучения" (Proof of completion of the online training).
- С2: для дронов данного класса (с весом до 4 кг) полеты в городах разрешены, за исключением операций над людьми. Полеты над людьми возможно только в случае, если было получено отдельное согласие (при этом люди должны быть ознакомлены с возможными последствиями в случае какой-либо неисправности дрона). Также должно выдерживаться минимальное расстояние в 30 м от больших скоплений людей. Данное расстояние может быть уменьшено до 5 м, если на дроне включен режим низкой скорости. В дополнение к требованиям, описанным для класса C1, пилотам БАС в данной категории также необходимо получить "Свидетельство о квалификации пилота" (Certificate of remote pilot competency).
- С3 и С4: дронам данных классов (весом до 25 кг) полеты в городских условиях запрещены, а также предписывается соблюдать минимальное расстояние в 150 м от жилой, коммерческой или промышленной зон. Кроме того, люди не должны присутствовать в зоне полетов беспилотника, если только они явно не согласились с этим (как и упоминалось выше, в данном случае обязательно ознакомление с возможными последствиями в случае неисправности дрона). Пилот дрона в данной категории должен пройти онлайн-обучение и сдать экзамен, предоставленный национальным компетентным органом;
- Стоит отметить, что в дополнение к знаку класса CE на дроне БПЛА будет комплектоваться специальной памяткой о правах и ответственности пилота. Также она будет содержать информацию о необходимом обучении.
Как уже упоминалось, в зависимости от класса используемого дрона пилоту беспилотника может понадобиться пройти онлайн-обучение и сдать экзамен.
После успешного прохождения обучающего курса компетентный государственный орган выдаст базовое "Подтверждение о прохождении онлайн-обучения". В случае более опасных операций необходимы дополнительное обучение и сдача экзамена на получение "Свидетельства о квалификации пилота". Эти два документа ("Подтверждение о прохождении онлайн-обучения" / Proof of completion of the online training и "Свидетельство о квалификации пилота" / Certificate of remote pilot competency) по своей сути могут рассматриваться как "водительские права" для пилота БАС.
"Подтверждение о прохождении онлайн-обучения" выдается после успешной сдачи онлайн-теста, проводимого национальным компетентным органом или сертифицированной организацией. Тест включает 40 вопросов, а для его успешной сдачи потребуется набрать минимальную общую оценку в 75%.
Чтобы получить "Свидетельство о квалификации пилота" будет необходимо пройти ряд дополнительных шагов:
- практическую часть обучения, включающую реальные полеты;
- получить расширенные теоретические знания о погодных условиях, характеристиках БАС и обособленностях полетов при интенсивном движении.
После успешной сдачи этого экзамена пилоту БАС будет выдано "Свидетельство о квалификации пилота", которое позволит выполнять более сложные операции в воздушном пространстве Европы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Сентябрь 13, 2024
Группа "Аэрофлот" перевезла за лето рекордное количество пассажиров по России
Сентябрь 10, 2024
В Москве состоялось открытие 21-го авиатренажера Dream Aero Boeing 737-800 в торговом центре "Мега Белая Дача"
Сентябрь 4, 2024
Комитет Аэропортов создан в структуре НСАВ
Сентябрь 13, 2024
Расширение кругозора