О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Управление дронами по-польски

Что вы знаете о Польше как о стране беспилотников? Возможно, не так много, однако в 2020 году эта страна внедрила одну из первых в мире национальных систем совместного управления воздушным движением пилотируемых воздушных судов и БПЛА

Что вы знаете о Польше как о стране беспилотников? Возможно, не так много, однако уже в 2020 году эта восточноевропейская страна внедрила одну из первых в мире национальных систем совместного управления воздушным движением пилотируемых воздушных судов и беспилотников - PansaUTM. Система была введена в эксплуатацию 2 марта текущего года с целью обеспечения полетов БАС в контролируемом воздушном пространстве.

Первоначально система охватывала только три из 14 вышек контрольно-диспетчерских пунктов (КДП), но данная цифра затем начала расти. В июле этого года к PansaUTM были дополнительно подключены пять новых вышек КДП и три сектора управления воздушным движением.

Ключевым игроком в создании PansaUTM выступает польский PANSA - один из европейских поставщиков аэронавигационного обслуживания. В PANSA подчеркивают свою приверженность стратегии, основанной на решении задач для бизнеса, а также выделяют свое повышенное внимание к индустрии беспилотных авиационных систем.

В своем интервью руководитель оперативного отдела БАС PANSA Мацей Влодарчик отметил, что польский поставщик аэронавигационного обслуживания давно признал беспилотники новыми пользователями воздушного пространства, поэтому здесь начали активно внедрять индивидуальные решения в данном направлении.

Одним из важнейших элементов PansaUTM является интерфейс между существующей системой ОрВД и самой UTM, работа которого основана на канале Controller-Drone Data Link (CDDLC). Данная линия в свою очередь является эволюцией хорошо известного в мире авиации протокола Controller-Pilot Data Link (CPDLC). Среди первых функций, которую начала обеспечивать новая система UTM, - автоматизированная выдача разрешений на полеты БАС в контролируемом воздушном пространстве.

"Ручная координация полетов дронов в контролируемом воздушном пространстве выполнялась уже в течение многих лет. Полученный опыт позволил сформировать понимание того, какие полеты БАС могут привести к конфликту с ВС летающими по правилам ППП (IFR), а какие - нет. В 2018 году было выполнено порядка десяти тысяч полетов БАС в воздушном пространстве аэропортов, что оказало большую нагрузку на диспетчеров и вспомогательный персонал. Им приходилось обрабатывать каждую отдельную заявку по телефону и в бумажной форме", - рассказал Мацей Влодарчик.

"На сегодняшний день PansaUTM позволяет автоматизировать этот процесс", - добавил он.

Почти все операторы беспилотников в Польше могут осуществлять координацию своих планов полетов с PANSA в цифровой форме. Первоначальные испытания PansaUTM объединяли порядка шести тысяч зарегистрированных пилотов-беспилотников и почти 200 диспетчеров.

"Получение одобрения со стороны персонала служб ОВД является одной из главных задач, когда вы пытаетесь внедрить новые решения на рабочем месте диспетчера. Хорошо, что PANSA с самого начала вовлек авиадиспетчеров в данную работу. Внедрение системы в итоге привело к снижению нагрузки на персонал служб ОрВД, поэтому они, безусловно, заинтересованы в подобной работе", - поделился опытом руководитель проекта PansaUTM Матеуш Котлински.

Помимо автоматизации планирования и получения разрешений на полеты БАС в контролируемом воздушном пространстве PansaUTM призвана обеспечивать и другие функции. Среди них: электронная идентификация БАС, определение местоположения, геофенсинг, связь между службами управления воздушным движением и оператором беспилотника.

Сообщается, что PansaUTM также имеет доступ к сертифицированной базе данных, которая сможет объединять аэронавигационную информацию из различных источников: АЗН-В 1090ES, FLARM, OGN.

PANSA начал работу по тестированию функции слежения за дронами при помощи АЗН-В 1090ES, для этих целей используются бортовые приемопередатчики и сеть наземных станций. В 2019 году поставщик подписал соглашение с Creotech Instruments на поставку наземной и бортовой инфраструктуры АЗН-В 1090ES (приемоответчик TR-1W) для использования в системе UTM в Польше.

Стоит отметить, что подобная адаптация авиационных технологий для БАС - не единственный пример, который подтверждает тот факт, что когда речь заходит о полетах в контролируемом воздушном пространстве, применение совместимых технологий имеет важное значение.

Разработчики PansaUTM сообщают, что, несмотря на достижение существенных результатов, впереди еще предстоит большой фронт работ. В частности, для дальнейшего развития системы UTM будут необходимы подробные технические требования к общеевропейской U-Space, более четкое понимание механизмов формирования зон наблюдения, сертификации поставщиков услуг и проч. Кроме того, остается множество "белых пятен" как в плоскости технологий, так и в области нормативно-правового регулирования, которые придется поэтапно заполнять.

"Начнут внедряться полеты воздушных такси, будут выполняться более сложное операции с применением дронов, и UTM будет готова обеспечить функционирование всего этого. Вместе с этим нам важно действовать уже сейчас, чтобы успеть перевести все эти летательные аппараты в легальную плоскость", - отмечает Матеуш Котлински.

Стоит отметить несколько особенностей подхода команды PansaUTM к внедрению операций БАС в воздушном пространстве. Большой акцент на сотрудничестве с диспетчерскими службами выделяет PansaUTM на фоне других проектов UTM. Однако столь кропотливая работа совместно с диспетчерами вполне логична, ведь акцент данной системы сделан на полетах БАС именно в контролируемом воздушном пространстве.

В своем интервью порталу Unmanned Airspace разработчики PansaUTM высказали слова поддержки тем ПАНО, которым еще только предстоит реализация подобных инициатив, косвенно признавая тот факт, что это совсем нетривиальная задача. Разумные сроки, упорство, определенная доля терпения и сотрудничество - вот, что, по мнению польских специалистов, поможет всем реализовать подобные проекты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка