Известия
20 августа 2020, 07:21
Готовят с суши: в Арктике создают отряд противолодочных амфибий
Арктические рубежи России прикроет отряд "летающих лодок" - самых современных самолетов-амфибий Бе-200 "Альтаир"
В небесах и на море
Для базирования "Альтаиров" будет восстановлен и модернизирован уникальный объект - единственный в Заполярье гидроаэродром в поселке Сафоново под Мурманском, уточнили собеседники "Известий" в военном ведомстве. Этот аэродром был построен в 1936 году для морской авиации Северного флота (СФ) и в последние десятилетия там располагается Музей ВВС СФ.
Сроки комплектования арктического отряда амфибий будут зависеть от выполнения гособоронзаказа промышленностью, уточнили источники.
Бе-200 - самый большой современный самолет-амфибия с реактивными двигателями. Его нижняя часть напоминает корпус корабля, из-за чего машину в войсках называют летающей лодкой. Этот самолет может подниматься в воздух как с сухопутных аэродромов, так и с поверхности воды. Расположенные над крылом мощные двигатели Д-436ТД позволяют ему развивать скорость свыше 700 км/ч. "Альтаир" способен совершать посадку при высоте волн до 1,3 м. Для базирования на земле ему достаточно бетонной полосы длиной 1,8 км, на воде - акватории в 2,5 км.
Всего планируется создать несколько отрядов Бе-200 на разных флотах. Первые экземпляры строятся в поисково-спасательном варианте - такие машины при необходимости могут привлекаться для тушения пожаров. Самолет способен до шести часов вести патрулирование в 200-мильной зоне от берега. Специальная оптическая наблюдательная станция, включающая тепловизионный канал, помогает Бе-200 работать ночью и в условиях тумана. На борту амфибии есть места для 45 человек, надувная лодка и средства помощи пострадавшим.
В мае 2020 года глава Минобороны Сергей Шойгу сообщил, что флотские самолеты-амфибии будут выпускаться и в противолодочной версии. Хотя пока в варианте "охотника на субмарины" Бе-200 представлен не был - по крайней мере, официально.
Бе-200 будут работать вдоль всего арктического побережья. В первую очередь они будут контролировать акваторию Баренцева моря и обеспечивать выход подлодок из мест базирования, рассказал "Известиям" военный эксперт Дмитрий Болтенков.
- В их функции будут входить и противолодочные действия: американские субмарины регулярно заходят в Баренцево море, - пояснил он. - Другое важное направление - поисково-спасательные мероприятия. В том районе интенсивное движение - выходят на боевое дежурство подводные лодки, ходят боевые корабли, рыболовные суда, рядом Северный морской путь.
Большой и современный
"Альтаир" создавался с использованием наработок не вышедшего в серию военного самолета-амфибии А-40. Поэтому для Бе-200 с самого начала заявлялась возможность быстрой разработки его патрульного и противолодочного вариантов. Представители ВМФ еще в 2015 году сообщали о планах заказа Бе-200 для замены изношенных Бе-12, стоявших на вооружении российских ВМФ.
Контракт на поставку шести Бе-200 Минобороны подписало с ТАНТК имени Бериева в 2013 году. Но из-за проблем у производителя его исполнение сорвалось. В 2017 году договор расторгли. Военное ведомство не получило по нему ни одного самолета.
Перезаключено соглашение было в 2018 году. В этот раз военные заказали партию из трех Бе-200ЧС. Основным их назначением будут поисково-спасательные задачи. Даже если "летающая лодка" не сможет сесть на воду, она способна сбросить пострадавшим подвесные спасательные контейнеры с аварийным плотиком и запасом пищи и воды. Сохранили новые самолеты и функцию пожаротушения: авиация Минобороны регулярно привлекается для ликвидации возгораний в труднодоступных регионах страны.
Первая построенная для флота "летающая лодка" поднялась в воздух в феврале. В июле прошла торжественная церемония принятия ее личным составом 859-го центра боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ в Ейске. Новый самолет уже принял участие в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге 28 июля.
Еще два Бе-200 находятся на завершающем этапе постройки и по плану должны быть переданы Минобороны до конца года. Затем ожидается заключение нового контракта на дополнительные партии самолетов для ВМФ.
Справка "Известий"
Северный флот был в 2014 году выделен из состава Западного военного округа. На его базе было создано одноименное оперативно-стратегическое командование (ОСК) - межвидовое стратегическое объединение с главной базой в Североморске. Командующему ОСК "Северный флот" были переданы сухопутные воинские части и авиация. Со следующего года объединение станет самостоятельной административной единицей, равной по статусу военному округу - соответствующий указ подписал в июне президент Владимир Путин.
Зона ответственности ОСК "Северный флот" распространяется на территорию Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, а также Ненецкого автономного округа.
В последние годы арктическую группировку флота усилили войсками Центрального и Восточного военных округов, расположенных в Заполярье. В состав его береговых войск, в частности, вошел 14-й армейский корпус в составе 80-й и 200-й отдельных мотострелковых бригад. На их вооружении состоят снегоболотоходы ТРЭКОЛ-39294 и "Беркут", квадроциклы, гусеничные вездеходы ДТ-30 "Витязь", танки Т-80БВМ, модернизированные МТ-ЛБ, беспилотники и катера на воздушной подушке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 6, 2024
Аэрофлот открывает полеты в Улан-Удэ
Декабрь 9, 2024
На Камчатке пассажирский терминал аэропорта подключили к природному газу
Декабрь 9, 2024
В Турции разбился военный вертолет, есть погибшие
Декабрь 9, 2024
С середины декабря в Приморье заработают дополнительные электропоезда до аэропорта