"12 самолетов Ан-178 в год": Президент ГП "Антонов" рассказал о настоящем и будущем украинского авиастроителя
С начала 1990-х годов авиастроительные предприятия бывшего СССР были вынуждены заново выстраивать отношения по рыночным условиям
С начала 1990-х годов авиастроительные предприятия бывшего СССР были вынуждены заново выстраивать отношения по рыночным условиям. В частности, на ГП "Антонов" резко сократились темпы выпуска самолетов, которые впоследствии усугубил политический кризис - как итог, за последние десять лет предприятием было выпущено лишь 18 самолетов. Президент госкорпорации Александр Лось в интервью порталу "Экономическая правда" рассказал о текущем состоянии главного авиастроительного предприятия Украины, и его перспективах.
Первым делом - перевозки
По словам Александра Лося, на первом месте в структуре доходов ГП "Антонов" находятся грузовые авиаперевозки. Парк из семи Ан-124, одного Ан-225, и одного Ан-22 обеспечивают "около 80%" прибыли, отметил президент ГП.
Поэтому правительство Украины намерено создать государственную авиакомпанию. "Кроме развития новых проектов, поставлены задачи по созданию государственного авиаперевозчика, в том числе на базе самолетов Ан-148 и Ан-158. Мы по этому поводу готовили очень глубокие предложения и такая возможность есть" - отметил Лось.
Помимо авиаперевозок, существенную долю доходов ГП "Антонов" составляет прибыль от поддержания летной готовности самолетов. На этом фоне производство новых образцов прямо зависит от доходов ГП "Антонов".
"Строительство самолетов на сегодняшний день находится на дотации от первых двух видов нашей деятельности. То есть коммерческая составляющая у нас на сегодняшний день - это авиаперевозки и оказание услуг по поддержанию летной годности", - подчеркнул Александр Лось.
Причины падения производства
С 2010 года силами ГП "Антонов" был создан один транспортный самолет Ан-178, демонстратор Ан-132Д, и шесть легких транспортников Ан-32. Самой массовой позицией стали самолеты семейства Ан-148 и Ан-158, выпущенные в количестве десяти единиц. Параллельно, до 2015 года велось производство авиакомплектов в кооперации с Воронежским авиационным заводом. С 2015 года предприятием не было выпущено ни одного самолета.
По мнению Александра Лося, первым событием, усугубившим состояние ГП "Антонов", стало присоединение к нему Киевского авиационного завода "Авиант" в 2009 году. Предприятие имело существенную задолженность, которая легла на плечи ГП "Антонов".
Впоследствии это усугубилось ухудшением российско-украинских отношений в 2014 году, что привело к разрыву кооперации в авиационной промышленности. "С одной стороны, "Антонов" потерял рынок сбыта самолетов как готовых изделий, а с другой - потерял и поставщиков комплектующих", подчеркнул Лось.
Все это приводит к недостатку финансирования, которое особенно критично в авиационной отрасли. По словам президента ГП "Антонов", только интеллектуальная собственность по самолету Ан-77 проекта 188 оценивается в 1,5 миллиарда долларов.
Импортозамещение
"С 2014 года вынужденно продолжился процесс замещения российских комплектующих на детали в основном корпораций США и стран ЕС. И этот процесс, воплощением которого является самолет Ан-178, продолжается до сих пор" - отметил Лось.
Так, прототип Ан-178, взлетевший в 2015 году, во многом основывался на российских комплектующих. Говоря о замене этих узлов, президент ГП "Антонов" отметил, что конфигурацию оборудования самолета "надо переделать для того, чтобы она могла работать с американским оборудованием". Александр Лось подчеркнул, что российские производители поставляли "около одной трети, но самого критического оборудования".
Одним из претендентов на поставку комплектующих для украинских самолетов является компания Boeing, но подробности сотрудничеств хранятся в секрете. "У нас есть ограничения по распространению информации по просьбе компании Boeing. У нас есть Генеральное соглашение с компанией по логистической поддержке "Антонов", то есть Boeing вызвался предоставлять нам услуги по поставке критического оборудования", - отметил представитель ГП "Антонов".
"Мрия" и планы на будущее
"Визитной карточкой" ГП "Антонов" является транспортный самолет Ан-225 "Мрия", остающийся самым большим самолетом в мире. Единственный экземпляр самолета, выпущенный в 1988 году, обслуживает "Авиалинии Антонова". Второй образец успели завершить лишь на 70%.
По словам Александра Лося, для достройки второго самолета нужна "политическая воля" - тем более, что заказчики заинтересованы в расширении парки Ан-225. Но конструкция "Мрии" также во многом основана на узлах, производство которых размещено в России.
"Вопрос по оборудованию (самолета Ан-225) - то же самое, что и по самолету Ан-178. По Ан-178 мы завершаем работы по замещению российского оборудования, другие самолеты "Антонов" или находятся в старой конфигурации, или работы по замене еще не завершены. То есть сказать, что любой другой самолет можно поставить на серийное производство на сегодняшний день, это будет неправда", - заключил Лось.
Несмотря на сложную ситуацию, в ГП "Антонов" рассчитывают нарастить производство. Так, сотрудники предприятия прорабатывают перспективные рынки, нуждающиеся "в сотнях самолетов разных классов". По словам Александра Лося, наиболее близок к "серии" Ан-178, за которым последует пассажирский Ан-158. После этого начнется работа над самолетом под рабочим названием Ан-188.
"Начиная с 1 января 2023 года, параллельно нарабатывая финансовую составляющую, рынки, и проработав госзаказ от украинских компаний, мы должны выходить на темп 12 самолетов Ан-178 в год.
Это то, что мы видим из потенциального маркетингового анализа, что нужно государственным органам Украины, и соответствует тем намерениям, о которых мы слышим от наших потенциальных заказчиков" - резюмировал президент ГП "Антонов"....