ФАН
21 сентября 2020, 14:42
Какие самолеты радиолокационной разведки использует Китай
Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) - самые эффективные средства контроля воздушного пространства, своевременного обнаружения, сопровождения и идентификации воздушных и надводных целей
Telegram-канал "Крылья войны" расскажет о самолетах этого типа, которые стоят на вооружении Народно-освободительной армии Китая.
Shaanxi KJ-200
В 2000 году в Китайской Народной Республике были начаты разработки самолета ДРЛОиУ Shaanxi KJ-200 (Kong Jing-200). Экспортная версия имеет ряд наименований: Y-8 Balance Beam, Y-8W AEW&C и ZDK-06. Первый полет этого самолета состоялся в конце 2001 года. KJ-200 оснащен радиолокационной станцией с дальностью обнаружения целей от 300 до 450 км. Новые самолеты этого типа оснащаются турбовинтовыми двигателями компании Pratt & Whitney с высокоэффективными шестилопастными винтами JL-4, которые позволяют увеличить дальность полета и снизить уровень шума.
Первый серийный KJ-200 совершил полет 14 января 2005 года - а в июне следующего года произошла первая катастрофа с его участием. Погибли испытатели и инженеры-разработчики, что осложнило продолжение программы создания китайских комплексов ДРЛОиУ. Китайцы учли ошибки и начали оснащать дальнейшие самолеты противообледенительной системой и аппаратурой оповещения экипажа об аварийных ситуациях на борту. Также были установлены дополнительные вертикальные стабилизаторы на хвостовом оперении и изменена конструкция крыла. Китайским специалистам удалось завершить испытания KJ-200 в достаточно сжатые сроки, и самолеты этого типа начали поступать на вооружение Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК).
KJ-2000 - "русская улыбка"
Самолет ДРЛОиУ KJ-2000 Kongzhong Jinglei, что можно перевести как "небесное око", был создан специалистами Сианьской авиационно-промышленной корпорации Китая на базе российского военно-транспортного самолета Ил-76МД. В 1997 году после переговоров с Россией и Израилем был заключен контракт по совместной разработке, постройке и поставке в Китай авиационных комплексов ДРЛОиУ.
Специалисты российского Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева должны были модифицировать серийный А-50 (самолет ДРЛОиУ ВВС России на базе Ил-76) для установки на нем радиотехнического комплекса израильского производства с РЛС EL/M-205 IAI Phalcon. Предполагалась поставка в общей сложности четырех самолетов для ВВС НОАК, однако из-за мощнейшего давления Вашингтона Израиль был вынужден летом 2000 года сначала приостановить выполнение контракта, а затем и вовсе уведомить Китай о прекращении своего дальнейшего участия в проекте.
После выхода Израиля из программы руководство КНР приняло решение продолжать работы самостоятельно, оснастив полученный самолет радиотехническим комплексом с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), средствами связи и передачи данных собственной разработки. Так как других подходящих самолетов у КНР не было, последующие комплексы ДРЛОиУ построили на базе транспортных Ил-76МД, которые были поставлены в Китай еще в 1990-е годы. В ноябре 2003 года самолет совершил свой первый полет, а в конце 2007 года четыре серийных самолета ДРЛОиУ, получивших обозначение KJ-2000, были официально приняты на вооружение ВВС НОАК.
В основе установленного на самолете радиотехнического комплекса - многофункциональная трехкоординатная импульсно-доплеровская РЛС, разработанная специалистами китайского Няньцзинского научно-исследовательского института электронных технологий, входящего в состав Китайской корпорации электронных технологий и также известного как "14-й НИИ". Эта РЛС обеспечивает круговой обзор, обнаружение и сопровождение воздушных и надводных целей, а также осуществляет наведение самолетов тактической авиации на десять из сопровождаемых целей в автоматическом режиме или речевыми командами. Для индивидуальной защиты самолета на его борту установлены: система предупреждения о пуске ракет, автоматы выброса дипольных отражателей и инфракрасных ложных целей.
Появление самолетов KJ-2000 позволило значительно повысить возможности ВВС НОАК по обнаружению воздушных целей, включая низколетящие и малозаметные.
Shaanxi KJ-500
В начале 2015 года в Китае был принят на вооружение следующий тип самолета ДРЛОиУ национальной разработки - Shaanxi KJ-500 (Kong Jing - 500). Он создан на базе китайского многоцелевого транспортника Shaanxi Y-9, который является аналогом советского Ан-12 и предназначается для поиска, обнаружения, идентификации и сопровождения воздушных и наземных целей на дальности до 500 км.
Первый полет был осуществлен в 2013 году, а через год самолет был представлен на международном авиационно-космическом салоне Airshow China - 2014 в Чжухае. Его антенная система РЛС расположена над фюзеляжем под дискообразным обтекателем. Станция имеет круговой (360°) и секторный (120-240°) режимы обзора воздушного пространства. Она обеспечивает обнаружение крылатых ракет на малых высотах и наведение до десяти самолетов. Система индивидуальной защиты предупреждает экипаж о пуске управляемых ракет, осуществляет их сопровождение, оценку степени угрозы и автоматическую постановку активных помех.
Кроме РЛС в состав бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета KJ-500 входят: станция РиРТР, система радиолокационного опознавания "свой-чужой", система индивидуальной защиты экипажа, средства КВ, УКВ, спутниковой связи и передачи данных, автоматизированные рабочие места операторов. Станция радио- и радиотехнической разведки обеспечивает обнаружение и перехват источников радиоизлучения УКВ- и СВЧ-диапазонов, а также радиоразведку сигналов различных средств связи наземного, воздушного и морского базирования.
Самолет меньше своего предшественника KJ-2000 и по оценкам экспертов превосходит его по точности обнаружения и количеству одновременно сопровождаемых целей. На декабрь 2019 года по данным The Military Balance на вооружении КНР находится 13 единиц KJ-500.
Принятие на вооружение новых самолетов ДРЛОиУ KJ-500 безусловно повысило возможности НОАК. Совместное использование всех трех типов самолетов значительно повышает эффективность контроля прибрежных зон, горных районов и спорных территорий.
"Всевидящий Китай"
Пекин продолжает активно наращивать группировку своих самолетов ДРЛОиУ и в 2020 году. По данным из разных открытых источников, общее количество этих специальных бортов уже превысило 30 единиц. Китайцы вплотную приближаются к России по количеству таких самолетов.
Все типы самолетов, за исключением KJ-2000, являются многофункциональными и обеспечивают контроль радиоэлектронной обстановки и обнаружение источников радиоизлучения. В будущем ожидается дальнейшее развитие возможностей самолетов ДРЛОиУ за счет размещения на них аппаратуры оптоэлектронной разведки.
Китай демонстрирует твердое намерение защитить свою территорию с воздуха, и конечно же, стремится получить возможность контролировать воздушную обстановку соседних государств, - особенно тех, с которыми у Пекина напряженные отношения. И похоже, ему это удается....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФАН ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 10, 2024
Дарим новогодние чудеса с Аэрофлотом
Декабрь 10, 2024
Самые востребованные новогодние направления Аэрофлота
Декабрь 10, 2024
Аэрофлот стал победителем национальной премии Russian Traveler Awards 2024
Декабрь 9, 2024
XXIII встреча участников Авиационного пресс-клуба состоялась в Москве