Век испытателей боевых машин
Салоны МАКС исторически тесно связаны с сообществом испытателей. Сотрудникам Летно-исследовательского института им. М.М. Громова авиасалон во многом обязан своим рождением
Салоны МАКС исторически тесно связаны с сообществом испытателей. Сотрудникам Летно-исследовательского института им. М.М. Громова авиасалон во многом обязан своим рождением. А проведение на МАКС традиционного Дня испытателя - во многом заслуга личного состава и ветеранов Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) Минобороны России, отметившего в сентябре вековой юбилей.
В создании передовых образцов авиационной техники расчеты, эксперименты и испытания всегда рассматривались как связанные этапы большого пути. Однако сколь сложными и точными ни были бы расчеты, сколь многочисленными ни были продувки и прочностные испытания, путевку в жизнь летательным аппаратам дают именно испытатели: летчики, штурманы и инженеры.
Первопроходцы авиации зачастую сами поднимали в воздух машины собственной постройки. Однако по мере того, как воздушные суда становились конструктивно все более сложными, требования к подтверждению их характеристик также возрастали. В 1920-1940-е годы были созданы Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (образован 4 октября 1930, года ныне ГосНИИ ГА), Институт летных исследований (образован 8 марта 1941 года, ныне ЛИИ им. М.М. Громова). Но ранее других собственная испытательная база появилась у военных летчиков. Опытный аэродром при Главном Управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота был создан приказом Реввоенсовета от 21 сентября 1920 года. Уже с первых дней на опытном аэродроме стартовали летные испытания самолетов, прежде всего иностранного производства, а вскоре к ним подключились и машины отечественной разработки. А с 1926 года, когда опытный аэродром был преобразован в научно-испытательный институт ВВС РККА, все образцы авиационной техники стали приниматься на вооружение только после получения положительного заключения от военных испытателей. В частности, сегодня на базе в Ахтубинске активно ведутся испытания истребителя Су-57 и его систем.
Сегодня ГЛИЦ - это мощнейший комплекс испытательных центров, лабораторий, полигонов, ежегодно проводящий более 200 программ испытаний, десятки научно-исследовательских работ. Но что самое важное - ГЛИЦ является местом работы высококвалифицированных специалистов, ученых, инженеров и испытателей. Здесь трудились более 100 заслуженных летчиков-испытателей и штурманов-испытателей, действует школа подготовки летчиков, штурманов и инженеров-испытателей.
Мы уже рассказывали, что отцами-основателями МАКС по праву могут считаться кадровые сотрудники ЛИИ им. М.М. Громова Но у самого салона сложилась замечательная традиция, поддержанная сотрудниками и ветеранами ГЛИЦ. По четвергам здесь проходит "День испытателя". В этот день летчики-испытатели проводят встречи с представителями конструкторских бюро, главными конструкторами предприятий, ведущими специалистами авиационной промышленности, обмениваются опытом, чествуют ветеранов-испытателей. Не стал исключением и 2019 год, когда мероприятие собрало руководящий и летный состав ГЛИЦ, летно-испытательных центров Воздушно-космических сил, авиационной промышленности, ветеранов летно-испытательной работы. Участники встречи провели конференцию, посвященную "Дню испытателя", осмотрели образцы современной и перспективной авиационной техники и приняли участие в праздничном концерте.
Сегодня, 24 октября, работники космической отрасли отдают дань уважения испытателям ракетно-космической техники, погибшим при исполнении служебных обязанностей. В знак памяти и уважения к людям этой героической профессии АО "Авиасалон" продолжит добрую традицию отмечать "День испытателя" во время проведения Международных авиационно-космических салонов....