РТ на русском
5 ноября 2020, 16:48
"Живучесть и простота управления": какими преимуществами обладает вертолетный двигатель ВК-2500П
Модернизированный двигатель для ударного вертолета Ми-28НМ "Ночной охотник" успешно прошел стендовые испытания
Стендовые испытания двигателя ВК-2500П для ударного вертолета Ми-28НМ "Ночной охотник" успешно завершены. Об этом сообщили в "Ростехе". Уточняется, что новый двигатель "полностью соответствует заявленным характеристикам" и готов к серийному производству.
Силовая установка ВК-2500П разработана специалистами входящей в госкорпорацию "Ростех" петербургской компании "ОДК-Климов" на базе вертолетного двигателя ВК-2500, который устанавливается на многие российские вертолеты "Ми" и "Ка".
"Силовая установка имеет модернизированную систему автоматического управления и защитную систему, которая восстанавливает штатную работу двигателя при его остановке, при попадании пороховых и выхлопных газов и возникновении помпажа", - сообщили в "Ростехе".
Напомним, помпажем в двигателестроении называют нарушение устойчивой работы авиационного турбореактивного двигателя, при котором падает тяга и появляются вибрации, способные разрушить силовую установку.
Испытания вертолетного двигателя ВК-2500П начались в октябре 2019 года.
Уточняется, что модернизация двигателя ВК-2500 проводилась с учетом опыта его использования в Сирии. Конструкторам удалось реализовать решения, позволяющие управлять ресурсными характеристиками машины в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Также отмечается, что по своим техническим возможностям и качествам новый двигатель отвечает самым современным требованиям.
Исполнительный директор АО "ОДК-Климов" (предприятие-изготовитель двигателя) Александр Ватагин уточнил, что завод уже приступил к сборке первых серийных образцов.
"Настоящий прорыв"
Как сообщается на сайте компании-производителя, разрабатываемый двигатель ВК-2500П способен обеспечить повышенную надежность эксплуатации вертолета в различных природно-климатических условиях.
Основной особенностью нового двигателя конструкторы называют применение противопомпажной защиты и использование современной российской электронной системы управления и контроля типа FADEC (Full Authority Digital Engine Control System).
Как заявляют разработчики, управляемость нового двигателя сохраняется даже после полного отключения электроники, что повышает безопасность полетов.
Вертолет Ми-28НМ "Ночной охотник" разрабатывался в ОКБ Миля совместно с НИИ Минобороны. Конструкторы задались целью создать одновременно неприхотливую и "интеллектуальную" машину. В результате новый вертолет получил богатую электронную "начинку". "Ночной охотник" предназначен для выполнения разных задач - от разведки до уничтожения наземных и воздушных целей.
Опытно-конструкторские работы по Ми-28Н ОКБ Миля завершило в середине 2000-х годов. Серийное производство было организовано на Ростовском вертолетном заводе ("Роствертол") в 2006 году. Вертолет был испытан в реальных боевых условиях во время операции в Сирии.
По мнению экспертов, новый двигатель значительно повысит возможности "Ночного охотника". Как отметил в комментарии RT военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Баранец, двигатель ВК-2500П позволит увеличить скорость вертолета, его грузоподъемность и способность быстро набирать высоту.
"Кроме того, новый двигатель увеличивает маневренность боевой машины, которая теперь сможет быстрее уйти с опасного места. ВК-2500П можно назвать настоящим прорывом и достижением российской оборонки. Особо нужно отметить создание системы управления типа FADEC. Это была сложная задача, которую российские конструкторы блестяще решили", - пояснил эксперт.
Похожей точки зрения придерживается и военный эксперт Юрий Кнутов.
"Главные достоинства этого двигателя - живучесть и простота управления. Он увеличит боевые характеристики вертолета, такие как маневренность и скорость. Автономная система управления позволяет вертолету дотянуть до базы даже в случае частичного вывода из строя двигателя", - подчеркнул эксперт в комментарии RT.
Быстрое замещение
Следует отметить, что до 2014 года основным поставщиком комплектующих для вертолетных двигателей была Украина. Однако резкое охлаждение отношений между странами и разрыв технологических связей стал стимулом для российского двигателестроения.
Россия располагала необходимой научно-технической базой, а также смогла достаточно оперативно развернуть производственные мощности. В 2014 году предприятие "ОДК-Климов" начало серийное производство турбовального двигателя ВК-2500 - предшественника ВК-2500П. В 2017 году было выпущено 130 таких силовых агрегатов.
В сентябре 2019 года вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что российский ВПК решил вопрос замещения импортных украинских двигателей для вертолетов и ВМС.
"Вопрос зависимости от поставок с Украины закрыт, и закрыт окончательно. Все болевые точки, которые действительно мы еще испытывали в 2014 году, пройдены", - заявил вице-премьер.
К сентябрю 2020 года "ОДК-Климов" завершил реконструкцию испытательной стендовой базы, это позволит компании нарастить выпуск вертолетных двигателей семейств ТВ3-117 (двигатель используется в том числе на вертолетах Ми-24 и Ми-14. - RT) и ВК-2500 на 30%. В компании рассказали, что теперь общие производственные мощности предприятия позволяют выпускать в год 300 двигателей, из них 250 - вертолетных.
Как отметил Виктор Баранец, в будущем российским оборонным предприятиям может понадобиться нарастить объемы выпуска вертолетных двигателей, особенно ВК-2500 и ВК-2500П, поскольку они ставятся на многие вертолеты.
"Но в любом случае мы наблюдаем хороший старт", - добавил эксперт.
По словам Виктора Баранца, России удалось всего за пять лет полностью заместить импорт с Украины.
"Россия имеет двигатели, каких нет ни в одной стране мира, у нее есть гениальные изобретения в части двигателестроения. До сих пор сохраняются проблемы по части двигателей для самолетов, однако это не мешает России солидно смотреться на мировом рынке вооружений", - подчеркнул эксперт.
Схожего мнения придерживается и Юрий Кнутов.
"В данном случае свою позитивную роль сыграли советские наработки и то, что правительство сумело остановить отток талантливой молодежи, способной эффективно решать конструкторские задачи. Такой подход позволил России совершить технологический прорыв не только в вертолетостроении, но и других областях", - подытожил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 8, 2024
Аэрофлот провел дегустацию "Вино на высоте"
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 8, 2024
Ростех и МАИ будут совместно решать задачи по обеспечению технологического лидерства в аэрокосмической отрасли
Ноябрь 8, 2024
В центре Вьетнама нашли потерпевший катастрофу самолет Як-130