О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Доля крупнейшего миноритария в "Аэрофлоте" сократилась вдвое

Доля "Ростеха", до октября крупнейшего миноритария "Аэрофлота", сократилась с 3,5 до 1,6% в ходе допэмиссии перевозчика

Доля "Ростеха", до октября крупнейшего миноритария "Аэрофлота", сократилась с 3,5 до 1,6% в ходе допэмиссии перевозчика. Сейчас в совете директоров три представителя госкорпорации, но она сама больше не сможет выдвигать кандидата.

В ходе допэмиссии "Аэрофлота" доля "Ростеха" сократилась вдвое - с 3,5 до 1,6%. Об этом РБК рассказал источник, близкий к совету директоров авиакомпании, и подтвердил собеседник, знакомый с итогами размещения.

"Ростех" был крупнейшим акционером "Аэрофлота" после государства до допэмиссии, но теперь компания перестала раскрывать его долю в структуре акционерного капитала. Представители "Ростеха" и "Аэрофлота" отказались от комментариев.

Как снизилась доля "Ростеха"

В октябре "Аэрофлот" завершил размещение более 1,3 млрд дополнительных акций в целях повышения ликвидности на общую сумму 80 млрд руб., из которых 50 млрд руб. - это средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). В результате допэмиссии доля государства в уставном капитале "Аэрофлота" выросла с 51,17 до 57,34%. Пресс-служба Российского фонда прямых инвестиций сообщала, что этот фонд вместе с партнерами из числа ведущих суверенных фондов Ближнего Востока выступили якорными инвесторами дополнительного размещения акций "Аэрофлота", но их доля не раскрывалась.

Глава "Ростеха" Сергей Чемезов в сентябре говорил, что госкорпорация еще не обсуждала возможность участия в этой допэмиссии. Но он подчеркивал, что компания не планирует продавать свой пакет акций при нынешних ценах, упавших из-за последствий пандемии коронавируса. "Если бы цена была высокая, мы бы, конечно, продали. Пока сегодня нет смысла продавать, потому что цена упала в связи с пандемией. Пока подержим", - отметил он.

После сокращения до уровня ниже 2% "Ростех" не сможет выдвигать своих кандидатов в совет директоров "Аэрофлота", говорит управляющий партнер адвокатского бюро "Бишенов и Партнеры" Алим Бишенов. "Выдвигать кандидатуры в состав совета директоров, а равно вносить вопросы на повестку общего годового собрания могут только акционеры, владеющие более 2% голосующих бумаг", - указывает эксперт.

Но это не значит, что представитель "Ростеха" не может быть предложен в совет другим акционером, напоминает Бишенов. С конца июля в совет директоров "Аэрофлота" (всего в нем 11 человек) входят три представителя "Ростеха" - его гендиректор Сергей Чемезов, руководитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, которая входит в "Ростех" и выпускает, в частности, самолеты Superjet) Юрий Слюсарь и глава лизинговой компании "Авиакапитал сервис" (через нее "Ростех" владеет долей в авиакомпании) Роман Пахомов. Чемезов и Слюсарь выдвигались в совет директоров по директиве правительства. А Пахомов был кандидатом от "Авиакапитала", но не каждый раз он попадал в совет - он избирался директором в 2013-2017 годах, с 2018 по 2019 год и вновь вернулся в совет в 2020 году. В конце августа 2020 года совет директоров "Аэрофлота" признал Пахомова независимым директором, несмотря на наличие у него формальных критериев связанности с существенным контрагентом авиакомпании. "Аэрофлот" в 2018 году подписал твердый контракт с "Авиакапитал сервис" на поставку 50 лайнеров МС-21, сумма соглашения превысила $5 млрд.

Как госкорпорация стала акционером "Аэрофлота"

После кризиса 2008 года "Ростех" (тогда "Ростехнологии") планировал создать новую авиакомпанию "Росавиа" на базе доставшихся ему от государства компаний "Владивосток-Авиа", "Саратовские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы", ГТК "Россия", "Оренбургские авиалинии" и "Кавминводыавиа". Их общий парк насчитывал 133 самолета. Но этот проект не состоялся: в начале 2010 года Владимир Путин, который на тот момент был премьер-министром, одобрил предложение Минтранса о нецелесообразности создания "Росавиа" и принял решение передать авиакомпании "Ростеха" в "Аэрофлот". Взамен этих активов, которые оценили в 2,5 млрд руб., "Ростех" получил долю в "Аэрофлоте", место в его совете директоров и функции по лизингу и ремонту авиатехники.

После того, как в 2019 году в состав "Ростеха" вошла ОАК, которая контролирует авиакомпанию Red Wings, госкорпорация представила Путину новый проект, предполагающий передачу этой авиакомпании до 60 самолетов Superjet в течение 2020-2024 годов, в том числе за счет не востребованных лайнеров у иностранных заказчиков.

Новая стратегия "Аэрофлота", которая была принята в июле 2020 года, предусматривает, что все самолеты российского производства (включая Superjet и MC-21) будут переведены в авиакомпанию "Россия", причем перевод лайнеров Superjet (сейчас в парке "Аэрофлота" их 54) должен завершиться до конца 2022 года. "Россия" досталась группе "Аэрофлот", как раз, в ходе этого обмена активов с "Ростехом".

При этом на встрече с премьером Михаилом Мишустиным экс-глава "Аэрофлота" Виталий Савельев (с 10 ноября стал министром транспорта) подтвердил контракт на закупку у структур ОАК 150 SSJ, заказ на 50 МС-21 и опцион еще на 35 таких самолетов.

В начале 2020 года обсуждалось, что "Ростех" может обменять долю в "Аэрофлоте" на принадлежащий ему контрольный пакет авиакомпании "Аврора", на базе которой планировалось построить дальневосточную авиакомпанию. Об этом сообщали источники "Ведомостей" и подтверждал собеседник РБК в одной из крупных лизинговых компаний. На тот момент этот пакет стоил на Московской бирже примерно 2,5 млрд руб., сейчас доля "Ростеха" (1,6%) стоит чуть больше - 2,8 млрд руб.

Но источник, близкий к "Ростеху", настаивает, что обмен доли в "Аэрофлоте" на контроль в "Авроре" не обсуждается и никогда не обсуждался.

В июле замдиректора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Илья Белавинцев заявил, что "Аэрофлот" продаст 51% "Авроры" второму акционеру перевозчика - правительству Сахалинской области....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка