Новые Известия
3 декабря 2020, 18:00
Есть, чем гордиться! ЦИАМ отмечает 90-летний юбилей
Своевременное создание Института авиационных моторов сыграло огромную роль в развитии отечественной авиации и победе в войне 1941-1945 годов
Сегодня мы с благодарностью вспоминаем инженерный гений Владимира Васильевича и его коллег. Возглавив впоследствии кафедру "Турбостроение" МВТУ им.Баумана, профессор В.В.Уваров создал уникальную научную школу турбинистов, многие из которых работали в ЦИАМ и одновременно преподавали студентам Бауманки. Кадровые сотрудники авиамоторного института подготовили немало теоретиков газотурбинных двигателей, инженеров-механиков и конструкторов. Инженерную школу турбин В.В.Уварова всегда отличала широта и смелость конструкторской мысли, оригинальность технических решений, глубокие фундаментальные знания. Хорошим тоном среди учеников профессора Уварова стало второе высшее математическое образование в дополнение к инженерному, применение эффективных математических методов. Постоянная работа с "огнем и железом", уверенное владение техникой физического эксперимента давали феноменальные результаты в плане сочетания теории с практикой. Уваровский стиль работы всегда дает о себе знать, когда решаются самые сложные двигательные задачи авиации.
В стенах Центрального института авиационного моторостроения возникли и получили развитие не менее знаменитые инженерные и научные школы. В ЦИАМ испытывал свои первые ракетные двигатели один из основоположников отечественной космонавтики Ф.А.Цандер. В паре с ним работал будущий старожил института и руководитель направления малоразмерных моторов Ю.Г.Бехли. Создатель знаменитых ракет "Протон" академик В.Н.Челомей в военные годы испытывал в ЦИАМ двигатель первой советской крылатой ракеты. Яркий представитель школы ЦИАМ академик Н.А.Доллежаль стал Главным конструктором первой в мире атомной электростанции. Высшую ступень Президента Академии наук СССР занимал работавший в институте академик М.В.Келдыш. К школе ЦИАМ относятся Генеральные конструкторы и академики: Б.С.Стечкин, А.А.Микулин, В.Я.Климов, С.К.Туманский, А.М.Люлька, А.Д.Чаромский, С.А.Косберг, Е.В.Урмин, П.А.Колесов, В.А.Добрынин, О.Н.Фаворский, Г.П.Свищев, В.С.Авдуевский и многие другие. Знаменитую на весь мир научную школу газодинамики создали академики и доктора наук ЦИАМ: Л.И.Седов, Г.Г.Черный, Г.И.Петров, А.Н.Крайко, Г.Н.Абрамович. Уникальные исследования двигателей для больших сверхзвуковых скоростей полета были проведены под руководством Р.И.Курзинера.
Сегодня Центральный институт авиационного моторостроения по-прежнему занимает высшие позиции в иерархии лидеров мировой аэрокосмической науки. Ряд разработок ЦИАМ относятся к прорывным и не имеют мировых аналогов. Например, дальнейшее развитие в институте получила идея Ф.А. Цандера об использовании в двигателях явления сверхпроводимости. Уже в конце 80-х и начале 90-х годов руководство ЦИАМ дальновидно поддержало тематику высокоскоростных сверхпроводников, что позволило обеспечить будущее технологическое лидерство. Применение сверхпроводящих материалов открывает перед моторостроителями грандиозные перспективы и обеспечивает опережающий научный задел на многие десятилетия....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции