ЦИАМ
8 декабря 2020, 08:09
В день 90-летия в ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом-двигателисте Михаиле Цховребове
Открытие мемориальной доски выдающемуся ученому и руководителю Михаилу Михайловичу Цховребову (1935-2018) состоялось в ЦИАМ 3 декабря 2020 года, в день 90-летия Института
Памятную доску установили на стене здания, в котором располагается отделение "Авиационные двигатели". Четверть века - с 1982 по 2007 год - этим легендарным отделением, задающим направления тематики научных исследований ЦИАМ, причастным к созданию всех отечественных авиадвигателей и прогнозирующим перспективы развития авиадвигателестроения страны, руководил Михаил Цховребов.
- Это очень важное событие и для ЦИАМ, и для всех сотрудников нашего отделения. Сложно переоценить вклад Михаила Михайловича в развитие отечественного двигателестроения, - прокомментировал продолжатель его дела, современный руководитель отделения Александр Луковников, открывший торжественную церемонию.
Уверенно идти вперед может только тот, кто помнит и чтит свою историю, отметил в своем выступлении генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин.
- Очень важно развивать и продолжать дело наших выдающихся предшественников, сохранять память о них и передавать ее молодому поколению, вдохновляя его на собственные творческие свершения, - подчеркнул он.
О профессиональном пути Михаила Цховребова рассказал заместитель генерального директора по науке Александр Ланшин, руководивший отделением "Авиационные двигатели" с 2008 по 2015 год.
Михаил Михайлович пришел на работу в ЦИАМ в 1959 году после окончания МВТУ им. Н.Э. Баумана. До того, как стать "главным по двигателям", трудился сначала инженером, потом начальником сектора, начальником отдела, заместителем начальника отделения. По его инициативе в ЦИАМ был создан экспериментальный турбопрямоточный двигатель, на котором был проведен комплекс уникальных экспериментальных исследований воздушно-реактивных двигателей принципиально новой схемы. С середины 1970-ых, в период бурного подъема отечественного авиастроения, М.М. Цховребов начал и возглавил работы по прогнозированию перспектив развития авиационного двигателестроения в нашей стране, активно участвовал в разработке и реализации государственных программ его развития. В тесном сотрудничестве с ОКБ были проведены работы по модернизации двигателей 4 поколения и расчетно-конструкторские проработки двигателей 5 поколения. Выполненные под его руководством и при его личном участии исследования позволили определить облики двигателей новых поколений, оценить эффективность их применения на летательных аппаратах, заложить солидную базу для разработки научно-технического задела в обеспечение создания этих двигателей.
- До последних дней жизни Михаил Михайлович оставался творцом. Это подлинный пример ученого - не теоретика, а практика, ученого-созидателя, - сказал Александр Ланшин.
Воспоминаниями о совместной работе с Михаилом Цховребовым поделились В.И. Солонин, долгое время работавший первым заместителем начальника ЦИАМ; заместитель генерального директора - начальник исследовательского центра "Авиационные двигатели" Виктор Марков; заместитель генерального директора - директор исследовательского центра "Динамика, прочность, надежность" Юрий Ножницкий; начальник сектора Юрий Эзрохи. Они рассказали о человеческих качествах Цховребова: честности, порядочности, принципиальности, готовности помочь, высочайшем уровне ответственности и преданности своему делу, в которое он, говоря словами Юрия Эзрохи, "вкладывал душу".
- Четверть века руководить головным подразделением ведущего научного института страны по авиационным двигателям - это серьезная ответственность, - отметил Юрий Ножницкий.
В заключение церемонии присутствующие возложили цветы к мемориальной доске Михаила Цховребова.
ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года №326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав Центра входят следующие федеральные государственные унитарные предприятия:
- Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (г. Жуковский, Московская область);
- Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (г. Москва);
- Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (г. Москва);
- Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск);
- Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (пос. Белозерский, Московская область).
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции