Алюминиевая Ассоциация
9 февраля 2021, 10:53
Юрий Щетинин: "Алюминий есть практически во всех элементах вертолета"
День гражданской авиации России, отмечаемый 9 февраля, - дополнительный повод вспомнить о применении алюминия в авиапроме
- Корректно ли сегодня называть алюминий крылатым металлом?
- Вполне корректно. Впрочем, в нашем случае он скорее винтокрылый. И, если уж речь идет об алюминии в авиации, то мы используем его не в чистом виде, а в сплавах. Собственно, именно получением сплавов алюминия, обладающих необходимым сочетанием физико-механических свойств, и была решена задача применения "крылатого" металла в авиастроении.
- В каких конструктивных элементах современного вертолета применяется алюминий?
- В большей или меньшей степени практически во всех. Это и фюзеляж, и хвостовое оперение, и детали втулок несущего и рулевого винтов, и корпуса редукторов трансмиссии, и шасси, и различное оборудование - всего не перечислить. Да что там - любой простенький кронштейн вы изготовите из алюминиевого сплава, это самое оптимальное решение.
Конечно, в последние десятилетия все большее распространение в вертолетостроении находят полимерные композиционные материалы, имеющие ряд преимуществ. Но говорить о полном переходе от алюминиевых сплавов к неметаллическим композитам еще слишком рано.
- Благодаря каким свойствам алюминия этот металл выбирают конструкторы и производители вертолетов?
- Прежде всего, благодаря выгодному сочетанию прочностных свойств и массы, а также технологичности и достаточно высокой стойкости к коррозии. Разумеется, разным сплавам присущи разные сочетания свойств: одни более пригодны для проката в лист, другие идут на поковки с последующим изготовлением деталей из них. Есть литьевые сплавы. Но всем им присуще еще одно важное свойство - предсказуемость. За десятки лет применения алюминиевых сплавов в авиастроении накоплен опыт изготовления сплавов и изделий из них, накоплена большая статистика эксплуатации этих изделий. По композиционным материалам такого большого багажа знаний и опыта пока нет.
- Сохранит ли алюминий свои позиции в авиапроме под натиском композитных материалов и титана?
- В обозримой перспективе алюминиевые сплавы в вертолетостроении будут применяться, это несомненно. Насколько широко - другой вопрос. И это вопрос прежде всего технологий работы с титаном и композитами в серийном производстве. Но не будем забывать и об эксплуатации. Вертолет, в отличие от самолета, эксплуатируется в более тяжелых условиях, часто в отрыве от аэродромов базирования, в удалении от цивилизации. Конструкция вертолета постоянно испытывает такие вибрационные нагрузки, каких не испытывает самолет. Вопросы надежности и безопасности полетов в вертолетостроении стоят так остро, как ни в одной другой отрасли авиапрома и вообще машиностроения. Одного этого достаточно для того, чтобы освоенность и предсказуемость алюминиевых сплавав в конструкции вертолета давала им определенные преимущества.
- За счет чего возможно расширение применения алюминия в авиастроении?
- Применение авиационных материалов, таких как стали, титан, металлические и неметаллические (в том числе полимерные) композиты задается множеством условий. Ни один из этих материалов не может быть полностью заменен алюминиевыми сплавами. Каждому материалу - свое применение. Так что, однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что вопрос вкусовой - каждый конструктор имеет свой взгляд. Другое дело, что расширение производства авиационной техники в России неизбежно повлечет и увеличение абсолютной массы использованных алюминиевых сплавов. Мы все к этому стремимся.
Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова входит в холдинг "Вертолеты России". Центр специализируется на проектировании, опытном производстве и испытаниях вертолетов "Ми" и "Ка". Сегодня в эксплуатации находится более 8 тысяч вертолетов, выпущенных холдингом "Вертолеты России", более 100 стран приобрели вертолеты российского производства.
Ассоциация "Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия" (Алюминиевая Ассоциация) создана при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в декабре 2015 года. В Ассоциацию входят крупнейшие предприятия алюминиевой отрасли России.
Целью создания Ассоциации является стимулирование развития смежных алюмопотребляющих отраслей российской промышленности, в том числе авиа- и автомобилестроения, судостроения, вагоностроения, энергетического и нефтегазового секторов, строительства. Особое внимание предполагается уделить развитию монтажа облегченных большепролетных конструкций, фасадов, алюминиевых стеклопакетов и других строительных технологий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Алюминиевая Ассоциация». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции