Наука и техника
19 марта 2021, 14:59
F-36 Kingsnake: истребитель "поколения 5-". Поможет ли ВВС США "царь луддитов"?
Новый легкий истребитель F-36 Kingsnake - потенциальная замена F-16, а точнее его концепция, была предложена приглашенными экспертами авиационного журнала Hush-Kit
Новый легкий истребитель F-36 Kingsnake - потенциальная замена F-16, а точнее его концепция, была предложена приглашенными экспертами авиационного журнала Hush-Kit. После анализа требований, художник Энди Годфри создал визуальный арт-концепт нового самолета.
При обсуждении перспектив нового истребителя экспертами было высказано довольно обычное для разработчиков предложение. На всех этапах работы необходимо назначить "царя луддитов" - того, кто будет "блокировать включение в проект любых новых технологий и того, кто не допустит увеличения веса изделия во время разработки". Для этого требуется "исключительно волевой, не карьерист, неприятный человек, с высоким уровнем научно-технических знаний". На позабавила такая исчерпывающая характеристика авторитетного эксперта-скептика-зануды.
Но перейдем непосредственно к новому концепту истребителя США - F-36 Kingsnake.
В прошлом месяце начальник штаба ВВС США генерал С.К. Браун вызвал ажиотаж, когда заявил, что его служба рассматривает возможность покупки совершенно нового истребителя для замены F-16 Viper. Такого реактивного самолета пока не существует, но благодаря новым технологиям цифровой инженерии он возможно появится довольно быстро. А вот успеют ли его ввести в эксплуатацию до 2030 года - большой вопрос?
По заявлению генерала Брауна новый истребитель должен разрабатываться и модернизироваться быстрее, чем F-35, и не обязательно должен содержать такие же "изысканные технологии". Основными принципами при создании истребителя 5- должны стать: скорость разработки, доступность и возможность внедрения новых технологий в будущем.
Исходя из этого, исполнителям необходимо будет: подготовить мелкосерийное производство с возможностью масштабирования (в случае поступления экспортных заказов), выбрать мощную двигательную установку, способную выдержать будущие модернизации, избегать ИИ, придерживаться простой формы в создании фюзеляжа, отказаться от стелс-технологии, использовать аддитивное производство.
В нашумевшей беседе с журналистами Чарльз Браун сравнил F-35 с Ferrari. Эксперты продолжили:
"F-35 - это Ferrari, F-22 - Bugatti Chiron, а ВВС США нужен Nissan 300ZX*"
* Nissan 300ZX - популярный в конце XX века спорткар средней ценовой категории
Единственный способ избежать медленного и дорогостоящего процесса разработки - это проанализировать все "на берегу" - анализируя, что требуется для быстрого запуска замены F-16 и, при этом, учитывая ошибки F-35.
1. ВВС США необходим совершенно новый истребитель поколения 4+ или 5-. По боевым характеристикам он должен быть между самолетами, построенными в конце 1970-х и современными "невидимками" F-35 и F-22. Но! Цена малозаметности чрезмерно высока, и этим можно поступиться.
2. На первое место среди требований выходит цена - всего самолета и всего его жизненного цикла. Попытки создать универсальный, дешевый и массовый стелс-самолет уже официально провалились.
Цена истребителя F-35 за последнее десятилетие значительно упала: с почти $300 млн за первые машины до $77,9 млн сейчас. Но изначально, в 2001 году на представлении продукта, "прайсовая" цена была не более $50 млн ($73 млн в ценах 2021 года).
Сам F-35 постепенно дешевеет, но стоимость часа полета на самолете по-прежнему заоблачна: $44000. Налет среднего пилота ВВС - 200 часов в год или 350 часов в год во время развертывания, так что на пилота в год - от $9 млн до $15,7 млн. Пилот с 1000 часов в кабине "стоит" ошеломляющие $44 млн, что более чем вдвое меньше стоимости нового истребителя! С 2019 года ведутся попытки снизить стоимость часа до "всего" $25 тысяч, но ВВС не верят в успех этого предприятия.
3. Анализируя масштабы затрат, ВВС пригрозили Locheed Martin тем, что могут сократить следующий заказ (ВВС обязались купить 1763 F-35A). Но эти "недокупленные" F-35 все равно необходимо будет чем-то заменять в войсках.
4. Так как средний возраст 783 истребителей F-16C ВВС составляет 28,7 года, то о том, чтобы растянуть разработку нового самолета на 20 лет не может быть и речи. Истребитель нужен срочно.
5. Сделать новый, еще более "прокачанный" F-16 (по аналогии с F-15EX) уже невозможно, из самолета за эти годы "выжали" максимально.
6. Чтобы сократить сроки и стоимость разработки необходимо использовать цифровые технологии проектирования и уже имеющиеся комплектующие.
Например, в качестве двигателя F-36 Kingsnake возможно использовать упрощенную версию силовой установки F119 от истребителя F-22. В среднем, для того чтобы наладить производство этих двигателей понадобится 3,5 года, для первых испытаний придется использовать моторы Raptor. Однако возобновлять производство F119 довольно дорого и долго, и, волне вероятно, на F-36 установят улучшенный F110-GE-129 и /или улучшенный F135. F110 - вариант с меньшим риском, т.к. двигатель F-35 до сих пор технически несовершенен.
Повторное использование существующих технологий ускорит процесс выпуска F-36. Например, у последней версии F-16 можно взять полностью усовершенствованную РЛС с электронным сканированием AN/APG-83 последней версии и инфракрасную сенсорную систему, которая уже создана на базе оптико-электронной системы наведения Legion.
7. Новый F-36, скорее всего, будет универсальным. В состав его вооружения войдут ракеты класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" нового поколения и, так как требования малозаметности истребителя снижены, не обязательно будет размещать все вооружение внутри самолета.
Будет ли F-36 востребован на внешнем рынке? Похоже на то. Если все произойдет в озвученные сроки и истребитель поступит на вооружение к 2030 году, то он вполне может "подвинуть" большинство европейских, да и азиатских проектов легких боевых самолетов. Вопрос в сроках. Поможет только "царь луддитов"?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 7, 2025
В США число жертв крушения самолета UPS возросло до 13
Ноябрь 7, 2025
Авиакомпания "Ижавиа" получила сертификат оператора ГСМ для своего топливозаправочного комплекса
Ноябрь 7, 2025
Группа "Аэрофлот" увеличивает частоту рейсов между Москвой и Магаданом
Ноябрь 7, 2025
Воронежский авиазавод накопил 32 миллиона долга за электричество