ВИАМ
5 апреля 2021, 16:42
Путь к звездам: материалы ВИАМ в космической технике
В 1976 году советские ученые приступили к работе по созданию многоразовой космической системы, в которую входили ракета-носитель "Энергия" и орбитальный корабль "Буран"
Перед учеными ВИАМ стояла задача - построить полноценную систему тепловой защиты многоразовой космической системы. Основной проблемой было создание новых теплозащитных материалов с диапазоном работы от минус 130 до плюс 1600 градусов по Цельсию. Эти материалы должны были защищать наиболее важные элементы конструкции "Бурана", не разрушаясь и не теряя свою геометрическую форму на различных этапах полета.
Покрытие состояло из отдельных элементов - плиток теплозащитного материала из особо чистых кварцевых волокон с наружным стекловидным покрытием, которые крепилось к корпусу "Бурана" через демпфирующую фетровую подложку, которая, в свою очередь, приклеивалась к плитке с помощью эластичного клея. На 90% плитки состояли из воздуха, чтобы достичь минимальных показателей теплопроводности. А для защиты стыков многослойных теплозащитных элементов специалисты ВИАМ разработали специальные "жгуты-герметики".
Специалистами института были разработаны углеродные материалы, клеи, разнообразные покрытия и уплотнительные материалы. Мало кто знает, что специально для "Бурана" был создан бериллиевый сплав для тормозной системы. Для "Бурана" созданы совершенно уникальные смазки, работоспособные при сверхнизких температурах в условиях глубокого вакуума. Не менее сложной задачей, успешно решенной, было создание стекол и рамок остекления для иллюминаторов.
В рамках программы "Энергия-Буран" были разработаны и внедрены новые марки алюминиевых, титановых, жаропрочных сплавов, высокопрочные стали и многое другое. В общей сложности ВИАМ создал 39 принципиально новых материалов и 230 технологий, но главное - это разработка теплозащитных материалов, которые по целому ряду характеристик превосходили американские аналоги, разработанные для системы "Спейс Шаттл".
В процессе полета "Бурана" теплозащита успешно выдержала экзамен: из 38800 плиток лишь 7 были повреждены или утеряны при посадке, тогда как в первом полете американского "Шаттла" было потеряно 37 теплозащитных плиток....
Авторские права на данный материал принадлежат «ВИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
