АО "Арзамасский приборостроительный завод"
9 апреля 2021, 12:11
ИМы и мы - арзамасцы
Более 50 лет Арзамасский приборостроительный завод (АПЗ) выпускает исполнительные механизмы системы автоматики ракетного двигателя - ИМ-16, ИМ-25
Освоение "космоса"
История ИМов на АПЗ началась в 60-х годах. Это было время ошеломительных успехов первых космических полетов. Уже созданные ракеты могли доставлять в космос спутники и пилотируемые корабли. Но полезная нагрузка была ограничена, что не позволяло проводить более сложные операции на орбитах. Возникла необходимость новых модификаций ракет-носителей. Так появляются "Союз" и космический грузовик "Протон".
Примерно в это же время ГосНИИП разрабатывает и выходит к АПЗ с предложением изготавливать исполнительные механизмы.
Вот что вспоминает Александр Мошнин, почетный ветеран труда Арзамасского приборостроительного завода:
- ИМы стали собирать в 1964 году. Меня и еще пятерых человек отобрали для "космоса", направили учиться к разработчикам в Москву. Поначалу никак ИМы не шли: крышка и корпус не стыковались, целый год с этим бились. Наконец в 53-м цехе задачу решили, и на сборке все пошло как по маслу. Когда были большие заказы, на участке работало 100 человек, три мастера. В месяц выпускали по 400 штук!
ИМ-16 производства АПЗ стал применяться в трехступенчатой ракете-носителе "Союз" и ее модификациях. ИМ-25 в количестве шести штук - в ракете-носителе тяжелого класса "Протон-М".
- Наши исполнительные механизмы устанавливаются в двигательных установках 1-й ступени ракеты-носителя, - поясняет ведущий инженер-конструктор ОГК СП Светлана Тазалова. - Израсходовав топливо, 1-я ступень отстреливается.
На "Ангаре"
Конструкция механизма ИМа настолько удачна, что позволяет даже через несколько десятилетий применять привод в современных аппаратах. Сегодня ИМ-16 входит в двигатель новейшей ракеты-носителя "Ангара" с экономичным, экологически чистым жидким топливом.
- Когда началась разработка космического ракетного комплекса "Ангара", АО "Конструкторское бюро химической автоматики" (г.Воронеж) поставило перед нами задачу расширить область применения ИМ-16, - рассказывает ведущий инженер-конструктор Валерий Полушкин. - Были проведены дополнительные испытания с увеличенными ударными и вибрационными перегрузками. Для этого мы обратились в Российский федеральный ядерный центр (г. Саров), располагающий уникальным оборудованием. И прибор выдержал. Тем самым подтвердилась возможность его применения в жестких режимах полета.
Конструкционный запас ИМ-16 позволил расширить диапазон рабочих температур привода с +50 градусов С до +65. Но самое главное, увеличился гарантийный срок службы привода с 10 до 15 лет. На основании этих результатов АПЗ был выдан протокол разрешения применения ИМ-16 в составе ракетного двигателя "Ангары".
Этот важный для предприятия документ - результат работы высокопрофессиональной команды в составе ведущих инженеров-конструкторов Валерия Полушкина и Светланы Тазаловой. В проведении испытаний также участвовали инженер-конструктор Александр Килячихин и представитель заказчика Татьяна Лопатникова.
Тройная ответственность
Окончательная сборка ИМов идет в цехе №42 на участке мастера Александра Малькова.
- Это изделие повышенной ответственности, - рассказывает Александр Юрьевич. - Все операции, включая приготовление клеевых составов, контролируются БТК. Системы контроля выпуска ИМ-16, ИМ-25 имеют шифр "РК" - "ракетный комплекс". Поэтому все, кто задействован в его выпуске, даже из механических цехов, проходят ежегодную аттестацию по заводскому стандарту "Обеспечение надлежащего контроля и личной ответственности исполнителей за качество изготовления серийных изделий с шифром "Изготовлен по РК-98". В аттестационной комиссии обязательно участвуют главный контролер и представители 215 ВП МО РФ.
Заказы на ИМы сегодня небольшие: в месяц цех выпускает 6-8 блоков. Поэтому специалистов по ИМам немного, но все - профессионалы высокого класса. В их числе слесарь-сборщик Максим Асташенков и регулировщик РЭАиП Алексей Еремин. Трудятся коллеги в тесном взаимодействии, их рабочие места - стол сборщика и регулировочный стенд - рядом.
- Если объяснять просто, то ИМ открывает-закрывает дроссельный заслон: регулирует соотношение составляющих компонентов топлива в ракетном двигателе, - говорит Алексей Еремин. - На ИМах я почти 20 лет работаю, учился у Александра Васильевича Мошнина.
- В изделии есть несколько ответственных операций, которые нужно выполнять с особой точностью и внимательностью, - дополняет Максим Асташенков, он собирает ИМы шесть лет. - Это касается обеспечения в соответствии с КД множества зазоров и осевых люфтов.
В завершение коллеги добавили, что они, как и все заводчане, работающие с приборами ИМ, обязательно отслеживают ракетные пуски и искренне радуются, когда те проходят успешно.
Цифра
36 ИМ-16 было выпущено цехом №42 в 2020 году.
Заказчики ИМов: АО "Конструкторское бюро химической автоматики (г. Воронеж), АО "Протон-Пермские моторы" (г. Пермь).
Событие
25 марта в 05:47 по московскому времени к орбите с космодрома "Восточный" произведен первый в 2021 году пуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" с 36 космическими аппаратами, в том числе иностранными, на борту.
- Мы в курсе всех запусков ракет, и этот тоже с коллегами отслеживали, - говорит Светлана Тазалова. - Все прошло хорошо, значит, и завод сработал отлично!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Арзамасский приборостроительный завод"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции