Известия
28 мая 2021, 08:38
Воздушные рамки: договорятся ли Россия и ЕС о полетах через Белоруссию
Невыдача разрешений двум европейским авиакомпаниям на полеты в Москву в обход Белоруссии может повлечь ответные действия в отношении российских перевозчиков, не исключили опрошенные "Известиями" эксперты
Посадка заканчивается
В четверг, 27 мая, Austrian Airlines сообщила, что не получила разрешения от российской стороны на прибытие ее рейса из Вены в Москву, который должен был пройти по маршруту в обход Белоруссии. Поэтому авиакомпании пришлось отменить рейс, который должен был состояться утром в четверг, сообщили в пресс-службе компании. Там уточнили, что перевозчик приостановил полеты над Белоруссией по рекомендации Агентства авиационной безопасности ЕС (EASA). В то же время для полета по измененному маршруту на рейсе в Москву компания должна была получить разрешение РФ.
- Российские власти не дали нам это разрешение. В результате Austrian Airlines была вынуждена отменить сегодняшний рейс из Вены в Москву, - говорилось в сообщении перевозчика.
Днем ранее аналогичная ситуация произошла с рейсом Париж-Москва авиакомпании Air France. Он должен был прибыть в Москву накануне, но его сначала перенесли, а в четверг и вовсе отменили. В качестве причины в компании также называли отсутствие разрешений на новый маршрут в облет Белоруссии. Пассажирам предложили или перенести дату вылета, или вернуть деньги. "Аэрофлот" позже заявил, что перевез большую часть пассажиров Air France, которые не смогли улететь в Москву.
27 мая перевозчик сообщил, что отменил второй, запланированный на 28 мая, рейс Аir France из Парижа в Москву из-за отсутствия разрешения на заход в воздушное пространство России.
В Росавиации, российских авиакомпаниях и аэропортах Московского авиаузла ситуацию не прокомментировали. Росавиация обсудит вопрос о разрешении на прибытие рейсов европейских перевозчиков в обход Белоруссии, ранее сообщали СМИ со ссылкой на источник в крупной российской авиакомпании. Уточнялось, что в ближайшее время ведомство может разрешить европейским авиакомпаниям прилетать в Россию по измененным маршрутам, в обход воздушного пространства Белоруссии.
В МИД Австрии отметили, что позиция страны была донесена до российского посла в Вене.
- Российская реакция нам абсолютно непонятна, - цитировали МИД в Австрийском агентстве печати.
По словам исполнительного директора агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, пока ситуация с рейсами в Россию из других стран находится под контролем, но она может динамично развиваться.
- Если Air France в России не пускают в облет Белоруссии, а через Белоруссию не пускают европейские политики, то это значит, что она вообще не может осуществлять полеты в Россию. Поэтому на основании паритета французские авиационные власти могут запретить любые полеты российских авиакомпаний, - считает эксперт.
Он добавил, что аналогичные решения могут принять и другие европейские государства. По словам эксперта, с точки зрения гражданской авиации ситуация, при которой политики начинают рулить международными правилами гражданской авиации, - нонсенс.
- Сейчас существуют большие риски того, что ситуация будет развиваться очень динамично и негативно. Политики идут на обострение ситуации, проверяют друг друга на прочность. Мы видим, что из европейской воздушной маршрутной сети Белоруссию вычеркнули за пару дней, не дожидаясь никаких решений верховного органа - Международной организации гражданской авиации, - отметил Олег Пантелеев.
Впрочем, по мнению гендиректора компании Infomost Бориса Рыбака, не может быть никаких зеркальных мер. Ведь российские авиакомпании не просят никаких изменений маршрутов по сравнению с теми, которые были согласованы и утверждены в рамках двусторонних межправительственных соглашений. Таких соглашений более сотни, они подписываются на межгосударственном уровне.
В то же время, по его словам, Росавиация могла предложить зарубежным партнерам обсудить возможные изменения маршрутов в обход Белоруссии на следующем раунде переговоров. Такие встречи проводятся один-два раза в год. Но также и национальные авиационные власти могут выдавать перевозчикам разрешения на изменения маршрутов более оперативно.
- Вероятно, что Росавиация ждет более высоких указаний по тому, как реагировать на такие разрешения. Потому что можно ожидать, что эта ситуация с Белоруссией спровоцирует большое количество таких обращений. И тогда придется перекраивать все маршруты, которые шли через эту страну, - сказал Борис Рыбак.
Сложившаяся ситуация продлится как минимум следующий месяц, опасается эксперт. Отсутствие решения в ближайшее время может привести к серьезным последствиям, добавил специалист.
Денежный урон
Через территорию Белоруссии в Россию идет большая часть рейсов из Италии, Испании, Германии и ряда других стран центральной части Европы. Белоруссию можно облетать с юга и севера, но это существенно ухудшает экономику рейса, отметил Олег Пантелеев.
В то же время и для самой Белоруссии основная часть транзитных рейсов над ее территорией приходится на маршруты или в Россию, или дальше в Азию, добавил Борис Рыбак. По его оценке, таких рейсов фиксируют порядка 300 тыс. в год или 1 тыс. в день. Тогда как перелетов с юга на север и обратно, которые летят через Белоруссию, крайне мало.
По словам Бориса Рыбака, ежегодные поступления России от транзитных рейсов с учетом тех, которые также идут через территорию Белоруссии, составляют порядка $500-600 млн в год в виде роялти от европейских и азиатских компаний, а также несколько миллиардов рублей в год по навигационным сборам за пролеты над территорией. Сколько из этого приходится на полеты с учетом Белоруссии, эксперт оценить не смог.
- Масштаб потерь будет сглажен тем, что авиасообщение с Европой из-за пандемии находится в очень усеченном формате. Поэтому если и будем падать, то с низкой базы, - отметил Олег Пантелеев.
По словам эксперта, если все же дойдет до зеркальных мер, компенсировать потери от "белорусского кризиса" удастся и за счет того, что за последнее время многие авиакомпании запустили большое количество маршрутов по территории страны. Возможность сокращения убытков он видит в открытии рейсов в Турцию и на курорты Египта.
Политический аспект
Ответная мера со стороны европейских стран может быть любой, вплоть до запрета летать к ним из России через Белоруссию, считает глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников.
- Но тогда мы им запретим над Россией летать, а для них это будет убийственно. Как они будут летать в Азию? России уж точно никто ничего не запретит, - сказал он "Известиям".
Многое в ситуации с авиасообщением будет зависеть от встречи президентов России и США, считает политолог Владимир Евсеев.
- Ограничения на авиаперелеты - это возможное повышение ставок перед российско-американскими переговорами. Однако в любом случае давление на Белоруссию будет увеличиваться. Если не получится договориться, то санкции распространят и на нас за поддержу Минска, - выразил опасение политолог.
По мнению Владимира Евсеева, основная проблема в том, что Европа и Белоруссия не готовы идти на компромиссы. Это значительно осложняет возможность что-либо прогнозировать. Правда, полное прекращение авиасообщения маловероятно, считает он.
Международная организация гражданской авиации (ICAO) приняла решение провести расследование инцидента с экстренной посадкой в Минске самолета ирландской авиакомпании Ryanair, его первые итоги должны быть подведены к 25 июня. Такое заявление 27 мая распространил минтранс Ирландии....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции