ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"
28 мая 2021, 14:21
Внедрение искусственного интеллекта приведет к новому технологическому скачку
Состоялось совместное заседание Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса российской Федерации и Экспертного совета по научно-технологическому развитию и прикладной науке
Открывая заседание, председатель комиссии по правовому обеспечению организаций ОПК РФ, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев отметил, что исполнение поручений Президента России по борьбе за технологическое лидерство в сфере искусственного интеллекта (ИИ) требует принятия соответствующей стратегии развития ИИ. Поэтому сегодня главной задачей является законодательная работа - создание нормативно-правовых актов, стандартов, которые определят развитие прикладной науки и помогут оборонно-промышленному комплексу перейти к технологиям нового поколения.
"Оборонно-промышленный комплекс всегда был ядром высокотехнологической науки, одним из генераторов прорывных открытий и разработок, которые и сегодня позволяют нам создавать отечественную продукцию мирового уровня, а также мощную технологическую и производственную базу. Законодательные инициативы, разработанные нашим Комитетом при существенной интеллектуальной поддержке экспертного сообщества, позволяют не просто проводить импортозамещение, защищая продукт российских разработчиков, но и стимулировать трансферы технологий ведущих зарубежных компаний, формулируя преференции", - подчеркнул Владимир Гутенев.
О состоянии, задачах, развитии, внедрении технологий искусственного интеллекта рассказал Председатель Экспертного совета по научно-технологическому развитию и прикладной науке, член Бюро Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям", генеральный директор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов, который сообщил, что по прогнозам экспертов до 2030-35 гг. должен произойти переход к новому поколению интеллектуальных вооружений, систем и изделий на основе ИИ, а в период 2035-40 гг. в системах и изделиях вооружения, военной и специальной технике (ВВСТ) должен произойти переход от программируемых машин к обучаемым машинам, сравнимый по значимости с переходом от аналоговой аппаратуры к цифровой технике. Особенное значение развития технологий ИИ приобретает в авиации, в которой, на фоне увеличивающихся скоростных и маневренных характеристик летательных аппаратов (ЛА), увеличивается поток информации, который вынужден анализировать и обрабатывать экипаж. Возникает его перегруженность, даже с учетом широкого внедрения вычислительной техники. "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" успешно работает в направлении ИИ. У нас реализован ряд проектов по линии Минобороны России, Минпромторга России, Фонда перспективных исследований, сформирован значительный научно-технический задел в ГосНИИАС, входящего в состав нашего Центра, по данному направлению. В частности, успешно создана и испытана уникальная программная платформа для разработки конечно ориентированных программных комплексов, входящих в состав изделий перспективных ЛА и решающих задачу распознавания наземных объектов на основе нейросетевых подходов "Платформа-ГНС", - заявил Андрей Дутов. - В рамках сотрудничества с МГТУ им. Н.Э. Баумана мы создадим Центр компетенций по разработке и внедрению ИИ и инжиниринговый киберполигон для быстрой проверки гипотез, в том числе в варианте специализированного облачного ресурса. Полигон будет реализован за счет объединения функционала ИИ-платформ МГТУ им. Н.Э. Баумана и ГосНИИАС".
Председатель Наблюдательного совета ФБГУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", Заместитель Председателя ООО "СоюзМаш России", академик РАН Борис Алешин отметил необходимость совершенствования нормативно-правовой базы при создании новых технологий. "Ни в одном положении ни одного отраслевого министерства нет ответственного за развитие прикладной науки. Поэтому сейчас, когда с такой интенсивностью и скоростью идет развитие новых технологий, нам нужно в плоскости законодательства обеспечить все условия для их эффективного создания и внедрения", - подчеркнул глава Наблюдательного совета Центра.
В ходе заседания также выступили: Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко; Научный руководитель ФГУП "ЦАГИ", академик РАН Сергей Чернышев; Генеральный директор ФГУП "ГосНИИАС" Сергей Хохлов; заместитель генерального директора ФГУП "ГосНИИАС" по науке, академик РАН Сергей Желтов и др.
В своих выступлениях участники совместного заседания отметили, что ввиду отсутствия ряда норм, обеспечивающих возможности эффективного развития прикладной науки, предлагается оперативно внести поправки, дополнив понятийный аппарат Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ (последняя редакция). А кроме того, для усиления контроля за использованием бюджетных средств и его результативностью при разработке новой редакции Бюджетного кодекса рассмотреть возможность разделить бюджетные статьи финансирования научно-исследовательских работ по созданию научно-технического задела и опытно-конструкторских работ по созданию конкретных образцов высокотехнологичной продукции.
В частности, по итогам заседания Правительству Российской Федерации рекомендовано внести изменения в состав классификации расходов Бюджетного кодекса, выделив два подраздела: прикладные научные исследования и опытно-конструкторские и технологические работы. Исключить или, как минимум, сделать второстепенными показатели оценки эффективности прикладных научных исследований через число публикаций в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах Web of Science и SCOPUS, контролируемых зарубежными частными компаниями....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 2, 2024
Аэрофлот первым в России возьмет самолеты в "мокрый" лизинг
Декабрь 3, 2024
Из-за технической неисправности самолет из Коми в Нарьян-Мар прервал взлет
Декабрь 3, 2024
Как заехать в аэропорт Алматы быстрее?
Декабрь 3, 2024
Новая высота: стартует масштабный турнир по беспилотной авиации