Аргументы и факты
1 июня 2021, 08:43
Не там сели. Эксперт - о посадке самолета Ryanair в Минске
ИКАО начинает проводить разбирательство, связанное с посадкой самолета Ryanair в Минске. Корреспондент "АиФ" попросил ректора МГТУ гражданской авиации Бориса Елисеева разъяснить юридические аспекты этой проблемы
Глеб Иванов, "АиФ": Борис Петрович, вы известный авиационный юрист, неоднократно и успешно представлявший интересы "Аэрофлота" в европейских судах. Как вы можете прокомментировать ситуацию?
Борис Елисеев: Сразу могу заявить, что действия экипажа воздушного судна и диспетчеров были в полном объеме основаны на международном правовом документе: Чикагской конвенции и приложениях к ней.
Судите сами. В статье 1 конвенции речь идет о полном и исключительном суверенитете государств на воздушное пространство над своей территорией. Статья 2 посвящена установлению порядка и правил воздушных передвижений над территорией суверенного государства. Воздушные суда любой национальной принадлежности должны выполнять такие правила при выходе и входе на территорию воздушного пространства.
А статья 12 прямо предусматривает принятие мер, которые обязывают исполнение экипажем воздушного судна правил полетов. Более того, государство должно обеспечивать наказание лиц, нарушающих такие правила.
В приложении 2 к конвенции - "Правила полета" - есть пункт 3.7 ("Незаконное вмешательство"). Там содержится четкая запись: если воздушное судно стало объектом незаконного вмешательства, его командир в кратчайший срок должен произвести посадку на ближайшем приемлемом аэродроме. Или взять приложение № 17 ("Нормы, правила и процедуры ИКАО по авиационной безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства"). Все процедуры расписаны в документе (Док. ИКАО 8973).
Экипаж самолета и диспетчерская служба обязаны их четко выполнять.
К слову, работе органов организации воздушного движения посвящено отдельное приложение к конвенции № 11 - "Обслуживание воздушного пространства", - где в пункте 2.24 четко расписаны порядок действий наземного диспетчера и процедура его взаимодействия с экипажем воздушного судна. Этот порядок конкретизирован в п.15.1.3 "Правил аэронавигационного обслуживания" (Док. ИКАО 4444). В них четко записано, что экипаж в случае факта незаконного вмешательства и угрозы взрыва воздушного судна должен четко соблюдать порядок действий органов управления воздушным движением, а летный экипаж обязан действовать по не менее четким указаниям диспетчера.
- Вы знаете, что в Сети уже опубликованы переговоры командира экипажа и белорусского диспетчера?
- Да, фрагменты переговоров читал. Не скрою, я бы предпочел ознакомиться с расшифровкой данных речевого самописца. Но, даже прочитав эти фрагменты, сделал вывод, что и диспетчерская служба, и летный экипаж действовали грамотно и профессионально, выполнив все необходимые правила.
- Известно, что в воздух поднимался истребитель ВВС Белоруссии, который принудил пассажирский самолет к посадке в Минске.
- Думаю, истребитель просто указал самолету путь на аэродром. Хотя никакого нарушения в этом нет. В той же Чикагской конвенции есть статья 3bis, введенная в 1984 году. Суверенное государство имеет полное право требовать посадки самолета любой национальной принадлежности в определенном аэропорту. Разумеется, исходя из степени угрозы.
Государства пользуются таким правом. В 2010 году ВВС Ирана принудили к посадке рейс киргизской авиакомпании, следовавший по маршруту Дубай - Бишкек и задержали лидера одной из террористических группировок. В 2012 году Турция с помощью истребителей посадила самолет Москва - Дамаск и обыскала его. В 2013 году принужден к посадке в Вене и досмотрен самолет президента Боливии Моралеса. Тогда американцы искали Э. Сноудена. Таких примеров принудительных посадок более чем достаточно.
- По вашему мнению, какие действия предпримет Международная организация гражданской авиации? Будет ли она проводить расследование инцидента?
- Я бы советовал не торопиться с юридическими определениями этого события. Именно события, а не инцидента. В международном и национальном воздушном праве принято оперировать четкими понятиями и юридическими формулами. В данном случае слова "incident" и "event" имеют разное и лексическое, и юридическое значение. В СМИ этот случай почему-то уже называют инцидентом. А такие события бывают часто.
Только в субботу пришло сообщение ТАСС о том, что в аэропорту Шереметьево тщательно проверяют самолет, подготовленный к вылету в Симферополь. Причина - анонимное сообщение о том, что на борту есть взрывное устройство. Порядок действий в таких ситуациях должен быть четким и оперативным.
В воскресенье экстренную посадку в Берлине совершил самолет Ryanair, летевший из Дублина в Краков. Воздушное судно досмотрено, взрывчатка не обнаружена.
В 2019 году в возглавляемый мною университет несколько раз поступали звонки и сообщения на электронную почту о минировании помещений. Что делать в такой ситуации? Студенты и персонал выводились из здания, оперативно извещались органы ФСБ, МВД, МЧС. Кинологи обходили все аудитории и помещения со специально обученными служебными собаками, после этого мы получали соответствующий акт о возобновлении занятий. А здесь воздушное судно с пассажирами на борту, находящееся в полете!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции