Наука и техника
4 июня 2021, 14:57
На замену "Кукурузнику": ЛМС-901 взлетит в этом году
Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 "Байкал" может начать летные испытания уже в этом году, а производитель заключил первые "мягкие" контракты
Долгожданная замена
В 2017 году Научно-исследовательский институт Гражданской авиации опубликовал отчет, согласно которому, в гражданский флот РФ насчитывает 227 самолетов Ан-2. К этому времени почти 90% задач малой авиации выполняют "Кукурузники". Между тем, первый Ан-2 поднялся в небо в 1947 году - несмотря на свои преимущества, морально устаревшая машина давно требует замены.
Поэтому Минпромторг инициировал в конце 2010-х конкурс на разработку легкого многоцелевого самолета пассажировместимостью в 9 человек. В сентябре 2019 года победителем конкурса стал Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), а в октябре "Байкал-Инжиниринг" (дочерняя компания УЗГА) заключила первый контракт с министерством, что стало началом создания ЛМС-901.
Штрихи к проекту
Создатели "Байкала" считают, что их детище улучшит транспортную доступность российских регионов. Также самолет сможет использоваться как в традиционных сферах применения ГА (грузоперевозки, спасательные задачи, сельское хозяйство), так и в перспективных - для обеспечения внутреннего туризма.
Для этих целей производитель планирует обеспечить массовое производство. "Мы делаем все для того, чтобы самолет стал массовым и выпускался от 40 до 50 единиц в год", - отметил главный конструктор Вадим Демин. По его словам, "Байкал" соответствует уровню надежности и универсальности Ан-2, но обладает меньшими габаритами, большей скоростью, и возможностью дольше летать без дозаправки.
Так, крейсерская скорость турбовинтового самолета достигает 300 кмч, что почти вдвое больше, чем у Ан-2 (180 кмч), а дальность полета выше втрое - 3000 км против 990 км. Правда, это потребовало более компактного фюзеляжа - "Байкал" может вместить только 9 пассажиров (вместо 12 в "Кукурузнике"). Высота салона ЛМС-901 на 15 см ниже, чем в Ан-2 - 1,65 метра. По требованиям Минпромторга, самолет должен обладать дальностью полета не менее 1500 км с нагрузкой в 2 тонны.
В разработке самолет принимали участие сотрудники и студенты Московского авиационного института (МАИ). Среди прочего, они создавали математические модели, и работали над опытным образцом планера. Ключевую роль в создании ЛМС-901 играло конструкторское бюро ОСКБЭС МАИ - еще с 1990-х сотрудники КБ экспериментального самолетостроения создали ряд образцов легких самолетов.
Аванпроект "Байкала" прошел экспертизу в профильных авиационных НИИ - представители разработчика отметили, что тесты подтвердили правильность выбранной схемы, и высокие аэродинамические качества. Первый полет ЛМС-901 должен состояться в этом году, но точная дата летных испытаний пока неизвестна.
Первые партии машины получат американские двигатели General Electric H800-200, но к 2024 году их планируют заменить российскими ВК-800С. При этом, изначально "Байкал" проектировался с учетом использования российских материалов. Российский турбовинтовой двигатель с 2018 года проходит стендовые испытания. Агрегат массой в 140 кг развивает взлетную мощность в 800 л.с., и крейсерскую - в 450 л.с.
По требованиям "Минпромторга", стоимость одного самолета не должна превышать 120 млн рублей, а летный час должен обходиться меньше 30 тыс. рублей. Это в два-три раза дешевле эксплуатации зарубежных легких самолетов. К примеру, час полета на Cessna 208 обходится в 78 тыс., а Pilatus PC-6 потребует уже 89 тыс. рублей.
Стоит отметить, что ЛМС-901 изначально задумывался как двухдвигательный самолет, но экономические требования привели к одномоторной компоновке. В перспективе это компенсирует установка парашютной спасательной системы, которая сможет приземлить самолет при отказе двигателя. По словам Вадима Демина, такие разработки уже готовы к применению на серийных самолетах.
Перспективы
В "Байкал-Инжиниринг" отметили, что срок реализации проекта затянулся на 3,5 месяца. К этому привели как ограничения, связанные с пандемией, так и сложности с поставками материалов. В частности, мелкие заказы на материалы не являются приоритетными для производителя, поэтому самолетостроителям приходилось ждать.
Несмотря на это, разработчик уже заключил "мягкие" контракты (лишенные жестких обязательств) на поставку десяти самолетов "Байкал". В дальнейшем производитель планирует нарастить портфель заказов до 100 самолетов. Опытный образец ЛИМ-901 покажут в конце июля на Международном Авиационно-Космическом Салоне (МАКС), где производители надеются заключить новые соглашения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции