Свободная Пресса
6 июля 2021, 18:13
Из-за покупки С-400 Штаты и Канада не дают Анкаре торговать вертолетами и беспилотниками
"Свободная пресса" продолжает публиковать переводы авторов из альтернативных западных СМИ
Прогноз Центра BESA No. 2 086, 2 июля 2021 года
В 2018 году в знаковой сделке на 1,5 миллиарда долларов Турция согласилась продать Пакистану 30 своих ударных вертолетов T129 (предположительно местных, но на самом деле произведенных по итало-британской лицензии). Это стало бы одной из крупнейших в истории турецкой оборонной промышленности сделок по экспорту оружия. Турция так отчаянно хотела совершить продажу, что в 2017 году даже предложила своему азиатскому союзнику кредитную линию в размере 1,5 миллиарда долларов.
Турки пошли дальше и отпраздновали подписание контракта, не задумываясь о том, что он может быть заблокирован из-за какого-то непредвиденного сбоя.
5-тонный T129 - это двухмоторный многоцелевой ударный вертолет, производимый по лицензии AgustaWestland и созданный на базе вертолета A129 Mangusta. Он оснащен двумя газотурбинными двигателями LHTEC T800−4A. Производитель двигателей, LHTEC, является совместным предприятием американской фирмы Honeywell и британской компании Rolls-Royce. Это означает, что турецкому производителю T129 понадобились бы экспортные американские лицензии для выполнения пакистанской сделки.
Но эта лицензия так и не поступила. В марте Пакистан вновь согласился продлить сделку с Турцией по поставкам боевых вертолетов, закупка которых с самого начала сопровождалась задержками.
"Мы получили продление на шесть месяцев от Пакистана", - заявил 12 марта журналистам высокопоставленный представитель Турции Исмаил Демир.
Экспортная лицензия, вероятно, никогда не поступит, поскольку Вашингтон рассматривает возможность ужесточения санкций в отношении Турции в связи с приобретением союзником по НАТО зенитной системы С-400 российского производства. Это плохая новость для процветающей оборонной промышленности Турции - особенно в то время, когда TAI - контролируемая государством аэрокосмическая корпорация Турции - близка к получению контракта на продажу T129 Филиппинам. Генеральный директор TAI Темел Котиль недавно заявил, что США одобрили экспортную сделку с Манилой. Возможно, это не вся правда.
В прошлом TAI получила "теоретическое" одобрение США на продажу двигателя Филиппинам по сделке, которая так и не материализовалась. Это юридическая лазейка, которую TAI надеется использовать для продвижения новой филиппинской сделки. С политической точки зрения, TAI, возможно, надеется на слишком многое. Совсем недавно, 22 апреля, США проинформировали Турцию об официальном исключении страны из нового соглашения о консорциуме, который строит истребитель-невидимку пятого поколения F-35 Lightning II.
Все это плохо сказывается на оборонной промышленности Турции, которая борется как за самообеспечение, так и за устойчивый экспорт. Но ахиллесовой пятой отрасли являются ее беспилотные системы, особенно TB-2 Bayraktar, ударная, проверенная в боях система, столь модная среди покупателей беспилотных летательных аппаратов по всему миру. Baykar Makina, производитель TB-2, до сих пор продавал систему Украине, Катару и Азербайджану. В декабре TAI выиграла контракт на 80 миллионов долларов на продажу своей беспилотной системы Anka Тунису.
Следующая страна на очереди - Марокко, которая хочет купить 13 систем TB-2. Но 12 апреля Канада объявила об отмене 29 разрешений на экспорт военной продукции в Турцию. Это включает в себя электрооптические сенсорные камеры Wescam, которые производятся компанией L3Harris и используются в беспилотных летательных аппаратах TB-2. Они, по сути, являются сердцем всей системы беспилотных летательных аппаратов. Министр иностранных дел Канады Марк Гарно сказал: "После рассмотрения доказательств того, что канадские технологии, экспортируемые в Турцию, используются в Нагорном Карабахе, я объявляю об отмене разрешений осени 2020 года".
Реагируя первоначально, турецкие официальные лица в целях внутренней пропаганды преуменьшили значение канадского эмбарго. Главный чиновник по оборонным закупкам Демир сказал, что TB-2, оснащенные электронно-оптическими камерами CATS местного производства, уже были поставлены турецким силам безопасности. CATS был разработан специализирующейся на военной электронике крупнейшей оборонной компанией Турции Aselsan. Aselsan написала в твиттере, что "CATS готова служить нашей нации".
"Канада не производит беспилотных летательных аппаратов, так на какие технологии они наложили эмбарго?", - язвительно заметил Сельчук Байрактар, технический менеджер Байкара (и зять президента Реджепа Тайипа Эрдогана).
Пропаганда пропагандой, но инсайдеры знают, что CATS не является проверенной в бою системой электронного ввода-вывода и что потенциальные покупатели TB-2 хотят, чтобы система была "как есть", то есть с канадскими датчиками, что больше невозможно. Корпорации Aselsan могут потребоваться годы, чтобы CATS созрела и оптимально вписались в ТB-2, если это вообще удастся сделать.
Что же делать?
В одном из предложенных решений Марокко может приобрести TB-2 в Турции без модуля электронного ввода-вывода, затем отдельно купить систему Wescam в Канаде и объединить две системы. Или канадская система E/O может быть доставлена в Байрак для установки, но при условии, что вся система затем переедет в Марокко. В конце концов, Канада ввела эмбарго на Турцию, а не на Марокко или других будущих покупателей ТB-2.
В этой идее есть определенная корпоративная правовая логика, но ее реалистичность сомнительна. Это правда, что эмбарго на системы вооружений вводится в отношении страны конечного пользователя, а не страны-производителя. Другими словами, если США не видят вреда в Пакистане (или Филиппинах), эксплуатирующих вертолеты T129 турецкого производства, то они могут выдать экспортные лицензии на двигатель LHTEC T800−4A для турецко-пакистанских (или турецко-филиппинских) контрактов. Аналогичным образом, если у канадского правительства нет политических причин возражать против использования Марокко TB-2, оснащенного датчиками Wescam, то оно может разрешить эту сделку.
В обоих случаях эмбарго будет распространяться на Турцию и турецких производителей, а не на страны конечного потребителя. Но политика не всегда основана на чистой законности. Если цель состоит в том, чтобы наказать оборонную промышленность страны НАТО, которая все больше находится на оборонной орбите России и использует свои технологии беспилотных летательных аппаратов в армяно-азербайджанском конфликте в пользу одной из воюющих сторон, дело может обрести чисто политический оборот.
Автор: Бурак Бекдил - Burak Bekdil - колумнист, проживающий в Анкаре. Регулярно пишет для изданий Gatestone Institute и Defense News, сотрудничает с Middle East Forum.
Источник здесь:
Перевод Сергея Духанова....
Авторские права на данный материал принадлежат «Свободная Пресса». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции