О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На склоне горя: что могло стать причиной крушения Ан-26

Причиной трагедии на Камчатке, где 6 июля разбился самолет, на борту которого было 28 человек, могла стать плохая обученность летного состава

Причиной трагедии на Камчатке, где 6 июля разбился самолет, на борту которого было 28 человек, могла стать плохая обученность летного состава. По данным СПАРК, в 2020 и 2021 годах Ространснадзор выявил у Камчатского авиапредприятия в общей сложности 11 нарушений теоретической подготовки пилотов. Как выяснили "Известия", среди сотрудников компании, не прошедших очередное обучение и не сдавших вовремя экзамены, есть имена предположительно погибших в авиакатастрофе 6 июля членов экипажа. Если самолет разбился о гору, значит, пилот вслепую заходил на посадку ниже безопасной высоты, что в условиях плохой видимости равноценно самоубийству, говорят эксперты. Их мнения о технических характеристиках Ан-26 разошлись: одни считают его проверенным и надежным, другие уверены, что машина морально и физически устарела.

Три нарушения

Анализ данных СПАРК говорит о том, что проблемы с контролирующими органами у Камчатского авиационного предприятия (КАП), которому принадлежал разбившийся Ан-26, наблюдались как минимум два последних года. По информации СПАРК, всего было выявлено 11 нарушений: восемь в 2020-м и три в 2021-м. Все они касаются обучения пилотов, в том числе по сценарию обстановки реального полета.

В предписании контролирующего органа от февраля 2020 года говорится, что "эксплуатантом АО "КАП" не обеспечено проведение обучения членов летного экипажа по теоретической подготовке к выполнению полетов в особых условиях, по выводу воздушного судна из сложного пространственного положения, предсрывных режимов, режима сваливания". Кроме того, некоторые летчики не прошли подготовку в области авиационной безопасности, не были готовы к действиям в аварийных ситуациях и не сдали очередной экзамен по выполнению полетов в условиях сдвига ветра. Устранить эти нарушения компании было предписано в срок до 1 сентября прошлого года, но в начале 2021-го Ространснадзор снова выявил нарушения. Причем два из них связаны с тем, что компания так и не устранила недостатки, выявленные еще год назад, - не провела обучение и не организовала сдачу экзамена по выполнению полетов в аварийных ситуациях среди более чем 40 членов летного экипажа.

Третье нарушение заключалось в том, что тех членов экипажа, которые не прошли подготовку, компания тем не менее допустила к полетам. Как выяснили "Известиям", среди пилотов, не прошедших очередное обучение и не сдавших вовремя экзамены, есть имена предположительно погибших в авиакатастрофе 6 июля. По этическим соображениям издание их не называет.


Последнее предписание об устранении нарушений воздушного законодательства РФ КАП получила в феврале текущего года, а решить вопрос должна была до 1 марта.

Полет по нештатному навигатору

На вечер 6 июля власти рассматривали несколько основных версий крушения самолета.

Катастрофа могла произойти при заходе на второй круг во время посадки, сообщил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. По его словам, не исключено, что на исходе маневра сказалась плохая видимость.

- При исследовании места с воздуха часть фюзеляжа воздушного судна обнаружена на берегу, часть в воде и прибрежной зоне, - сказал глава региона.

Он добавил, что в среду, 7 июля, на Камчатке начнет работу правительственная комиссия во главе с руководителем Росавиации Александром Нерадько. Она установит причины трагедии.

Пилот потерпевшего крушение Ан-26 пытался срезать маршрут по нештатному навигатору, сообщил "Известиям" близкий к следствию источник. По его данным, перед посадкой летчик, предположительно, решил срезать траекторию полета через сопку "Пятибратка". Неудачный маневр обернулся столкновением со скалой, подчеркнул он.

Таким образом, причиной катастрофы могла стать ошибка пилота. Также к крушению могли привести неблагополучные метеоусловия. В момент посадки воздушного судна в регионе наблюдался туман, горы были закрыты плотными облаками, уточнил источник.

Для Камчатки это уже не первая авиатрагедия - в 2012 году здесь потерпел крушение самолет Ан-28, который тоже столкнулся с горой. Часть его обломков также были найдены на сопке "Пятибратка", напомнил он.

Со слов источника, пилоты на Камчатке с ее гористой местностью часто меняют траекторию по нештатным навигаторам GPS. Использование такого прибора и могло привести к отклонению от схемы полета и столкновению с землей.

"Тяжело и горько"

Житель Петропавловска-Камчатского Максим Артемьев лично знал пилотов разбившегося судна, с некоторыми членами экипажа был знаком с детства. В течение нескольких часов, пока шли поиски пропавшего самолета, и он, и все остальные жители Камчатки надеялись, что пассажиров и экипаж найдут живыми. После обнаружения обломков он думает, что это маловероятно.

- Ан-26 - хороший самолет, их пять-шесть штук по Камчатке летает, все снабжены плотами, средствами спасения, жилетами. Мы очень надеялись, что если они приводнились на территории акватории, то могли спастись. Очень тяжело и прискорбно осознавать, что этого не произошло. Вся Камчатка связана с авиацией, здесь порой по-иному не добраться в некоторые места. Все друг друга знают через пару рукопожатий. Вся Камчатка переживает, всем очень тяжело и горько от этой трагедии. За последние девять лет Палана переживает второе такое происшествие с самолетом, - рассказал "Известиям" Максим Артемьев.

Еще один житель Петропавловска-Камчатского Алексей, уроженец поселка Палана, в разговоре с корреспондентом "Известий" тоже с трудом сдерживал эмоции, но фамилию свою назвать отказался.

- Я знал некоторых людей, что были на борту, у меня там даже одноклассник есть. Когда в 2012 году разбился Ан-28, там тоже были мои знакомые. И вот спустя девять лет опять трагедия. Вся Палана и все мы переживаем очень сильно, - сказал Алексей.

Надежный или безнадежный?

Самолет Ан-26 является модификацией АН-24, полностью пассажирской модели. В хвостовую часть корпуса фюзеляжа АН-26 установили грузовую рампу, чтобы можно было, как на самолете ИЛ-76, производить закрутку и выгрузку различных крупногабаритных предметов, рассказал "Известиям" гендиректор компании "Альянс авиационных технологий "Авинтел" Виктор Прядка.

- При этом сам фюзеляж самолета позволяет перевозить как пассажиров, так и грузы. Он рассчитан на 52 человека. Самолет турбовинтовой. Но на данный момент он морально и физически устарел. Выпускался до конца 80-х годов, пока ему на смену не пришел АН-140. Поэтому возможны различные конструктивные недостатки, - допустил эксперт.

Запчасти к Ан-26 поставляются с Украины, потому что он производился ОКБ им. О.К. Антонова. Вероятно, причиной крушения стало то, что запчасти давно иссякли, поэтому присутствовали конструктивные повреждения планера самолета, считает Виктор Прядка.

- Сейчас все эти самолеты нужно выводить из эксплуатации. К тому же у нас появился хороший аналог - Ил-114, - отметил эксперт.

У многих малых авиакомпаний, особенно в отдаленных районах, есть общие проблемы, и государство только недавно начало ими заниматься, в свою очередь, сказал председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса ВС Владимир Богатырев.

- Их экономические и технологические возможности ограничены, - пояснил он. - Как они обслуживают свой парк, придерживаются ли регламентов эксплуатации, что у них с запчастями? Обычно у них скудная ремонтная база. Там могут одну и ту же деталь переставлять с одного самолета на другой - тот, который должен лететь. А из-за того что ослабели межгосударственные связи, мы не знаем, как этот самолет обслуживали на Украине, каким было качество капремонта. Ан-26 - очень надежный самолет, но в силу его возраста вопросы качества ремонта и эксплуатации становятся принципиальными.

Наличие сертификата - это и есть гарантия исправности самолета, не согласен председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

- Самолет АН-26 - отличный. Я один из первых в стране осваивал АН-24, прообраз АН-26. У него есть один недостаток, связанный с неправильным изготовлением стабилизатора. Но если есть официальное заявление, что самолет был по всем параметрам проверен перед вылетом, то к нему претензий быть не может. Он вылетал исправным, хорошо подготовленным, его полет продолжался более двух часов, в течение которых с борта не поступало информации ни о каких неисправностях. Командир корабля обязан о любых отклонениях сообщать на землю. Если не сообщил, значит, их во время полета не было. Но иногда чрезвычайная ситуация происходит настолько быстро, что у командира не остается и доли секунды сообщить о ней. Похоже, это как раз тот случай, - отметил он.

"Клевок" или скала?

По мнению Олега Смирнова, возможной причиной крушения стал "клевок" при заходе на посадку при выпуске закрылок, когда менялась конфигурация крыла, для того чтобы увеличить подъемную силу и уменьшить скорость перед посадкой.

- Происходит скос потока, который отрицательно влияет на подъемную силу стабилизатора, и образовывается "клевок". Это мгновенное явление, из которого невозможно вывести самолет, потому что идет очень резкое снижение. Пилотов готовят к тому, чтобы в такие ситуации не попадать. Есть вероятность, что в этом случае экипаж не доучили, - предположил летчик.

Однако, судя по тому, что обломки самолета были найдены в море и у горы, предпочтительнее другая версия произошедшего, подчеркнул пилот.

- Столкновение с возвышенностью при заходе на посадку весьма вероятно. Нужно разобраться, есть ли в аэропорту радиолокатор, посадочные системы для помощи оператору. Когда летишь в облаках, ничего не видно кроме приборов. Если пилот вслепую заходил на посадку ниже безопасной высоты, это самоубийство. Столкновение с горой - грубейшее нарушение. Летчик не мог не знать расположение возвышенностей, тогда причиной крушения будет признан человеческий фактор. Но важно еще и то, как был подготовлен экипаж, оборудован аэропорт, как работал диспетчер. Списывать всю вину на пилота пока не стоит, хотя зачастую происходит именно так, - отметил он.

Напомним, днем 6 июля в ГУ МЧС России по Камчатскому краю поступила информация о том, что самолет Ан-26, совершавший пассажирский рейс Петропавловск-Камчатский-Палана, в указанное время не вышел на плановый сеанс связи. Радиосвязь с экипажем воздушного судна, принадлежавшего АО "Камчатское авиапредприятие", пропала примерно за 10 минут до времени посадки. В 05:55 мск в аэропорту Палана была объявлена тревога и организована поисково-спасательная операция. Позднее в 3,8 км от поселка с вертолета были обнаружены обломки пропавшего самолета. Часть из них упала в море. К месту крушения были направлены спасатели, оперативная группа МЧС по Камчатскому краю, а также сотрудники правоохранительных органов. Предположительно, все 28 человек, которые находились на борту, погибли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка