Репортер
13 июля 2021, 17:50
Как правительство само "ставит крест" на мировом успехе лайнера МС-21
Правительство РФ решило выделить огромные средства на развитие гражданского авиастроения
Давайте сперва пройдемся по списку того, на что выделяются 1,84 триллиона рублей. Сумма и правда впечатляющая, но что страна получит на выходе?
Прежде всего, это МС-21, самый перспективный отечественный гражданский авиалайнер, наша "большая белая надежда". В ближнемагистральном сегменте господдержку получат "Суперджет-100" и турбовентиляторный Ил-114. Для региональных перевозок будет использоваться легкий самолет "Байкал" (ЛМС-901). Также перед "Ростехом" поставлена задача разработать 5 моделей новых многоцелевых вертолетов. А всего до 2030 года в стране будет произведено 735 гражданских летательных аппаратов. Итак, что мы видим? Наконец-то, финансовый поток щедрой рекой пошел на восстановление авиастроительной отрасли. Будут закрыты все рыночные ниши, кроме, разве что, дальнемагистральной. Более того, по прогнозам специалистов, к 2030 году государство сможет вернуть до 450 миллиардов рублей в виде налогов. И это очень положительная тенденция. Однако без подводных камней нам никак не обойтись.
Сперва стоит разобраться с претензиями по поводу того, что за счет развития гражданских якобы "обкрадываются" военные программы. Это совсем не так. Вернее, совсем не так. Дело в том, что на нужды гражданского авиастроения средства выделяются в основном не из федерального бюджета, а преимущественно из ликвидной части ФНБ. Да, это фонд вкладывает 1,59 триллиона рублей из 1,84 триллиона, и только 244 миллиарда пойдет из госбюджета. То есть, нельзя говорить о том, что финансирование МС-21 или Ил-114 осуществляется за счет секвестра расходов на производство военных самолетов. Напротив, стоит радоваться, что средства ФНБ идут именно в развитие отечественной промышленности, а не в какие-нибудь "фантики" иностранных ценных бумаг. Но на этом, увы, хорошие новости пока что исчерпываются.
Следует учитывать, что российские самолеты выйдут на рынок в крайне непростое время. Из-за последствий пандемии коронавируса объемы воздушных перевозок резко сократились, а вместе с ними упал и спрос на новые авиалайнеры. МС-21 и обновленному "Суперджету-100" придется конкурировать с продукцией ведущих западных корпораций, которая традиционно доминирует на мировом рынке. Если внутри России отечественные самолеты вполне можно пристроить авиакомпаниям при помощи льготных лизинговых программ и разнообразных методов убеждения/принуждения, то за рубежом это может и не сработать. Куда еще реально мы можем продать, например, среднемагистральный МС-21? В Беларусь? В страны СНГ? В находящиеся под санкциями КНДР и Иран? В Венесуэлу? Пожалуй, только туда, и это при условии, что корпорация "Иркут" научилась на ошибках "Суперджета" и заранее подготовит всю необходимую для постпродажного обслуживания инфраструктуру.
Необходимо объяснить, почему мы столь пессимистичны относительно перспектив выхода МС-21 и обновленного "Суперджет-100" на широкий международный рынок. Проблема заключается как раз в 1,8 триллиона рублей, которые выделяет на развитие гражданского авиастроения государство. Дело в том, что Россия по-прежнему состоит во Всемирной торговой организации, а ее нормы подобную поддержку прямо запрещают.
Да, корпорации Boeing и Airbus давно судятся между собой в рамках ВТО, обоснованно обвиняя друг друга в скрытой государственной поддержке авиапрома. Апелляционный суд ВТО установил, что Boeing получил от Пентагона и НАСА субсидии в размере 5,3 миллиарда долларов, которые пошли на разработку новых моделей гражданских лайнеров, включая Boeing 787. Также американская корпорация пользовалась налоговыми послаблениями, которые ей предоставляли некоторые штаты, что вело к ухудшению конкурентного положения Airbus. Но и европейская корпорация не осталась в долгу. Расследование ВТО установило, что Airbus получил порядка 18 миллиардов в виде ссуд с заниженной ставкой, а также еще несколько миллиардов в виде так называемой "стартовой помощи" для реализации проекта лайнера A380.
Это столкновение непримиримых конкурентов привело к настоящей "войне пошлин" между США и Евросоюзом. Дело очень серьезное, где фигурируют огромные суммы. Недавно Boeing и Airbus приостановили длившуюся не одно десятилетие торговую войну, чтобы объединиться против Китая. КНР активно развивает национальное авиастроение и имеет большой внутренний рынок, потому у китайских самолетов есть хорошие шансы быть востребованными в Юго-Восточной Азии.
Но это далеко не все "воздушные бои" в рамках ВТО. Если в премиальном сегменте между собой борются Boeing и Airbus, то в сегменте ближне-среднемагистральных и региональных лайнеров сцепились канадский Bombardier и бразильский Embraer. Компания Bombardier смогла закрепиться на рынке во многом благодаря ссудам и банковским гарантиям, предоставляемым покупателям самолетов государственным экспортным агентством Канады (EDC, Export Development Canada). Потеснить ее Embraer смог при помощи финансируемых государством программ экспортного кредитования PROEX (Programa de Financiamento às Exportações) и программы государственной поддержки производства и экспорта BNDES-Exim, которая предоставляла льготные условия по кредитам для авиационной промышленности и гарантии. Несмотря на то, что ВТО признала эти действия неправомерными, обе компании по-прежнему продолжают получать постоянную финансовую поддержку.
И теперь в эту яму со змеями прыгнула с головой наша страна, которая начала финансировать напрямую из средств ФНБ гражданское авиастроение, даже не пытаясь как-то завуалировать государственную поддержку. Чем это может закончиться, догадаться нетрудно. Западные корпорации вполне обоснованно предъявят России претензии в рамках ВТО, что может послужить поводом для объявления торговой войны, а также запрета на продажу новых отечественных самолетов в развитых странах.
Таким образом, МС-21 имеет шансы стать заменой продукции Boeing и Airbus лишь в самой России, в СНГ, а также нескольких "странах-изгоях", несмотря на то, что это очень хороший самолет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Репортер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
