Наука и техника
20 июля 2021, 13:34
Русский F-35? Каким будет новый самолет "Сухого"
Сегодня открылся Международный аэрокосмический салон МАКС-2021. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, салон богат на премьеры
Один двигатель для пятого поколения Впервые о новом истребителе заговорили в мае - тогда источники ТАСС в отрасли поделились первыми подробностями неизвестного самолета. Так, однодвигательный самолет получит двигатель с отклоняемым вектором тяги, который обеспечит тяговооруженность на уровне единицы, что сравнимо с двухдвигательным F-22 (1,09) и однодвигательным F-16 (1,02). Это доказывает тизер, опубликованный "Ростехом" вчера - на видео попал фрагмент единственного сопла двигателя.
Не исключено, что самолет оснастят модификацией двигателя АЛ-31ФП с осесимметричным отклонением вектора тяги. Возможность менять вектор в диапазоне 15 градусов по вертикали наделяет самолет сверхманевренностью, необходимой истребителю пятого поколения. На форсаже этот двигатель развивает тягу в 12500 кгс, что может оказаться немалым для легкого истребителя. Также не исключено, что самолет получит двигатель, который пока именуется как "Изделие 30", разрабатываемый для Су-57. Самолет с двигателем тягой до 18000 кгс на форсаже совершил первый полет еще в 2017 году. Возможно, именно успехи с "Изделием 30" позволили начать разработку однодвигательного самолета.
Также в сети появились скриншоты из трансляции, внепланово включившейся на канале "Ростеха". Они позволяют судить о внешности машины. Так, новый самолет получил двухкилевое оперение на двух консольных балках. Между балками сохранено пространство для сопла двигателя. Стоит отметить, что подобное решение применялось на советском самолете вертикального/короткого взлета и посадки Як-141, где такую конструкцию обусловило подвижное сопло двигателя. Исходя из имеющихся изображений, самолет получил трапецеидальное крыло. Воздухозаборник под фюзеляжем самолета напоминает таковой на Boeing X-32. Это создавало зону прямой видимости лопаток компрессора двигателя, что сводило на нет "стелс"-возможности "Боинга". Правда, обводы фюзеляжа и консолей говорят о преемственности с Су-57, что позволяет говорить о высоком уровне радиолокационной "невидимости" - вряд ли конструкторы не учли опыт иностранных коллег.
Судя по форме носа, за ним расположена РЛС, аналогичная таковой на Су-57, которую скрывает удлиненный радиопрозрачный купол. Напомним, ПАК-ФА получил РЛС с АФАР и 1526 приемо-передающих модулей. Также на макете виден оптико-электронный комплекс, который тоже может повторять решения Су-57, оснащенного системой 101КС "Атолл".
Зачем и почему? В тизерах "Ростеха" новый самолет сопровождали фигурой шахматного коня, который, как известно, ходит буквой "Г". Возможно, это намек на вертикальный взлет, который позволит превратить новинку в самолет для перспективных авианесущих крейсеров. Более того, возможно создание "обычной" версии, которая станет вторым российским самолетом пятого поколения - легким дополнением ПАК ФА. Не исключено, что на самолете применили наработки, полученные в ходе работы над Су-57. Косвенно, второй самолет сможет поработать и на престиж России, которая разработала лишь один самолет пятого поколения - в отличие от США и Китая.
Вместе с тем, источники говорят об экспортной направленности новинки. Судя по всему, российский самолет сможет занять нишу, которую по политическим причинам не могут занять американцы или китайцы. В этом случае однодвигательный тактический истребитель поможет российским авиастроителям добыть средства для ускоренного строительства и модернизации Су-57. Главное, чтобы новая разработка не пополнила коллекцию нереализованных проектов, или долгостроев, требующих модернизации еще до серийного выпуска. Скептики уже сомневаются в перспективах новинки, ставя в пример долгий путь Су-57 от кульмана до сборочного цеха. Напомним, программу по разработке истребителя пятого поколения инициировали в 2001 году, а макет самолета появился в 2004 году. При этом, первые 45 минут полета Су-57 совершил лишь в 2010 году. Сейчас построен один серийный самолет, который дополняет парк из десяти летных прототипов, а до конца 2024 года ВКС планируют получить 24 самолета из 76 заказанных. Поэтому можно предположить, что макет, который покажут на МАКС-2021 будет далек от серийного производства. Вместе с тем, имеющиеся данные о самолете позволяют говорить о его экспортных перспективах. По сути, "Сухой" готовит легкий истребитель с авионикой "полноценного" Су-57, который, вероятно, будет значительно дешевле конкурентов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции