Воздушный транспорт
23 декабря 2003, 13:18
Когда любая задача по плечу
Этот телевизионный разведчик поля боя до 1995 года считался одним из лучших в мире комплексов тактических ДПЛА. Хотя и имел немало недостатков. Например, был довольно сложным в эксплуатации, так как его запуск производился с помощью дорогих и шумных пороховых ускорителей. Да и стоил он довольно дорого: пять миллионов долларов на отечественном рынке и семь на внешнем.
Государственные испытания комплекс прошел успешно. Но на этом все надолго затормозилось. Развал страны приостановил все дальнейшие работы. Только в 1997 году комплекс "Строй-П" был принят на вооружение уже российской армии. Хотя до принятия на вооружение комплекс успел послужить в реальных боевых действиях в первой чеченской кампании. Не пропустил комплекс и вторую кампанию 1999-2001 гг. в Чечне. Воевал, пока не кончились "Пчёлы".
А тогда, в 1991 году, после Государственных испытаний, поняв всю бесперспективность дальнейших работ по комплексу "Строй-П", основанному на довольно тяжёлом (около 140 кг) ДПЛА "Пчела-1", Главный конструктор НИИ "Кулон" Николай Валерьевич Чистяков и ведущий инженер по испытаниям комплекса "Строй-П" Эля Петровна Лукашева решили создать собственную фирму - "Новик XXI век", которая могла бы продолжить работы по ДПЛА в новом направлении, без диктата зачастую некомпетентных начальников.
За двенадцать лет работы специалистам фирмы удалось добиться значительных успехов в разработке комплексов ДПЛА. Основой концепции разрабатываемых фирмой ДПЛА и комплексов стал минимализм. Минимум бортового оборудования, ничего, кроме насущно необходимого. Это ключ к низкой цене и малому весу ДПЛА. А малый вес ДПЛА - это простота его эксплуатации.
Первыми были созданы ДПЛА - аэродинамические забрасываемые передатчики помех (АЗПП) "Амеба" (4,0 кг) и "Мошкара" (20,0 кг), разработанные по заказу Управления РЭБ Генштаба ВС России. В 1996 году по заказу МЧС на основе АЗПП "Амёба" были создан фоторазведчик "Проня".
Работа над крупным проектом, ОКР "Мошкара", из-за отсутствия средств двигалась очень медленно, а когда деньги нашлись - была выполнена в кратчайшие сроки. Всего за один год были созданы, как сам комплекс, так и передвижной пункт управления, транспортно-пусковая установка и четыре аэродинамических забрасываемых передатчика помех. Но здесь специалистов фирмы ждал неприятный сюрприз: Управление РЭБ Генштаба отказалось выделять средства на Государственные испытания "Мошкары" и продолжение работ по АЗПП. И комплекс остался в одном-единственном экземпляре в виде опытного образца. Хотя и тогда, и сейчас он очень нужен российской армии, так как действительно представляет собой грозное оружие. Каждый из заброшенных в воздушное пространство над территорией противника АЗПП "Мошкара" способен был "отключить" радиосвязь в радиусе около 10 км.
Несмотря на гибель научно-технического направления аэродинамически забрасываемых передатчиков помех в России, НПКЦ "Новик-XXI век" продолжает заниматься АЗПП в рамках российско-белорусской разработки "Мошкарец". Это будет принципиально новый АЗПП, запускаемый с руки.
Время шло. И фирма не останавливалась на достигнутом. Искала новые пути развития ДПЛА, новые пути сотрудничества, пути сохранения уникальной школы ДПЛАстроения. Совместно с Кыштымским радиозаводом был создан комплекс ГрАНТ - гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный. Разведчик, предназначенный для мирных гражданских, а также для военных целей. Для контроля лесных массивов и трубопроводов, мониторинга окружающей среды. В военной области его можно использовать для той же разведки и корректировки артиллерийского огня.
Впервые "ГРАНТ" был показан на Международном авиакосмическом салоне в городе Жуковском в августе 2001, где вызвал небывалый интерес у иностранных специалистов.
Однако, несмотря на все его достоинства и большой успех, продать его за рубеж было невозможно. Комплекс не состоял на вооружении у российской армии, а значит и продавать его по линии Рособоронэкспорта было нельзя.
- А почему ГрАНТ так мало используется в мирных целях? - спросил я у Генерального директора фирмы "Новик-XXI век" Артема Анатольевича Силкина.
- Наш комплекс отечественному потребителю пока не по карману, - рассказывает Артем Анатольевич, - поэтому приобрести его он не может. А отдавать его в лизинг не под силу нам. Поэтому на нашей фирме мы решили разработать совсем малоразмерный комплекс БРАТ - ближний разведчик аэродинамический телевизионный, который и был создан в 2003 году. ДПЛА БРАТ весит всего 2,8 кг. Он способен решать сложные задачи по исследованию и мониторингу местности. В отличие от других комплексов, на ДПЛА БРАТ используется электрический двигатель, что делает его старт абсолютно бесшумным, надежным и простым. Летательный аппарат при старте просто бросают в воздух, а система автоматического управления сама включает необходимые режимы и управляет выполнением поставленной задачи. Стоит ДПЛА БРАТ десять тысяч долларов. Причем при серийном выпуске цена падает в два раза.
- А чем занимаются специалисты фирмы сегодня?
- Сейчас наши специалисты работают над ДПЛА большой продолжительности полета. Называться он будет "Отшельник". Это летательный аппарат весом 60 килограммов и системой управления всего триста граммов. Продолжительность полета "Отшельника" - десять часов. Комплекс, также как и другие наши ДПЛА, может использоваться и в мирных, и военных целях. В военной области он незаменим как разведчик, который заменяет собой настоящих, живых разведчиков. Да, "Отшельник" могут сбить. Но при этом жизнь самих разведчиков будет сохранена.
Работают специалисты фирмы и над другими новыми проектами, например, над ДПЛА-вертолётом: задачей сложной и интересной. Она пока решена в двух странах: Канаде и Англии. Присоединится ли к ним в скором времени Россия?. Хочется верить, что так оно и будет. Специалисты фирмы "Новик ХХI" век наверняка справятся и с этой задачей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции