ПолитРоссия
22 июля 2021, 16:08
Сивков: беспилотная версия Checkmate приблизит Россию к самолетам шестого поколения
Беспилотная версия новейшего российского истребителя Checkmate может стать переходным звеном на пути к новым техническим достижениям в отечественной авиации. Об этом "ПолитРоссии" заявил военный эксперт Константин Сивков
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК; входит в состав госкорпорации "Ростех") создаст беспилотную версию легкого тактического истребителя пятого поколения Checkmate ("Шах и мат"), оснащенного одним двигателем. Об этом на презентации в ходе Международного авиационно-космического салона 2021 года (МАКС-2021) заявил глава ОАК Юрий Слюсарь. По его словам, беспилотный истребитель вызовет интерес у потенциальных заказчиков, в том числе у Воздушно-космических сил России. Помимо этого, отметили в ОАК, не исключено, что самолет получит и палубную версию.
Истребитель Checkmate в буквальном смысле появился из ниоткуда - первый намек на его создание представители Ростеха сделали лишь на прошлой неделе, 13 июля. Именно тогда госкорпорация зарегистрировала официальную интернет-страницу проекта, где и начался обратный отсчет до премьеры, состоявшейся 20 июля на МАКС-21. Там же был выложен и специальный трейлер-анонс нового самолета, на основании которого эксперты сделали вывод, что речь, вероятнее всего, идет об однодвигательном легком истребителе пятого поколения, основное назначение которого - борьба за превосходство в воздухе и уничтожение воздушных целей.
После этого все мировые эксперты начали наперебой гадать, что же именно будет представлять собой неожиданная новинка от Ростеха. В частности, некоторые отмечали, что новая конструкция будет опираться на опыт, использованный для уже созданных истребителей нового поколения - таких как Су-57. В частности, речь идет о технологиях скрытности и высокой маневренности, которая достигается за счет использования двигателя с управляемым вектором тяги. Также эксперт ожидает некоторое сходство авионики нового истребителя с Су-57. Интригу уничтожила опять же сама госкорпорация, опубликовав снимок новой машины прямо перед ее премьерой. Вчера же он наконец-то был представлен и живьем.
"Безусловно, самолет этот очень интересный, он действительно впечатляет. Из особенностей можно отметить, что задние горизонтальные рули нового истребителям размещены не снаружи, как это бывает обычно, а внутри, вблизи сопла двигателя. И это существенно повышает их эффективность. При этом сам самолет небольшой, а это значит, что он займет нишу легкого истребителя. Не такого тяжелого, как Су-57, а значительно легче, как МиГ-29. Он будет решать задачи на небольших расстояниях от аэродрома - возможно, надо говорить о наращивании усилий средств ПВО и так далее", - объясняет эксперт.
По его словам, Checkmate, или, как его уже успели окрестить эксперты, Cу-75, составляет своеобразную пару с тяжелым истребителем пятого поколения Су-57. И в этом наша авиация получит серьезное преимущество перед США, где тяжелые боевые машины F-22 уже практически не выпускаются, а на легкий и современный F-35, с которым и уместно сравнивать "Шах и мат", ложится двойная нагрузка. При этом отечественная новинка существенно дешевле своего американского конкурента.
Как отмечается, первый полет Checkmate пройдет в 2023 году, а опытные образцы создадут в 2024 году. Первые поставки должны начаться через пять с половиной лет. Вероятнее всего, в эти же сроки начнется и производство и дополнительных модификаций истребителя, таких как палубный и беспилотный самолеты. По словам Константина Сивкова, такие воздушные машины крайне необходимы российской армии, тем более что автономная модель позволит нашей стране сделать ощутимый рывок к созданию самолетов следующего, уже шестого поколения.
"Конечно, новому истребителю нужны разные модификации. Вопрос необходимости палубной версии даже не обсуждается, тем более что тот же Су-57 тоже уже скоро начнет производиться в корабельном варианте. Что же касается беспилотной версии, то это очень интересно. Надо понимать, что такой легкий истребитель будет использоваться, как правило, для ближнего боя, в котором велики риски потерять не только саму машину, но и пилота. Поэтому за возможность убрать человека с борта и заменить его на электронику, нужно хвататься в первую очередь. Будет ли походить такая модель на истребитель шестого поколения? Я сомневаюсь. Как минимум такие самолеты должны управляться искусственным интеллектом, а об этом речь пока не идет. В то же время надо понимать, что если мы сможем реализовать такой беспилотный самолет, он сможет стать переходным звеном на пути к новым техническим достижениям. Так что в определенной мере Checkmate приблизит нашу страну к самолетам шестого поколения", - резюмирует Константин Сивков.
Стоит отметить, что истребитель Checkmate продолжает будоражить умы не только российских, но и зарубежных экспертов. Так, ранее "ПолитРоссия" рассказывала своим читателям о том, что попытки определить тип нового российского самолета завели в тупик американского военного обозревателя Тайлера Роговея. А ведущая телеканала FoxNews Джиллиан Меле, описывая характеристики российской новинки, перепутала между собой скорости света и звука....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПолитРоссия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции