Московский комсомолец - Иркутск
28 июля 2021, 08:35
Женщина в небе: иркутский пилот о полетах и о себе
Пилот учебного центра ДОСААФ Наталия Крылова учит людей летать. Она связана с небом всю свою жизнь - и не собирается от него отказываться. Аэродром в селе Оек стал ей практически вторым домом
"Даю посадку"
Пару лет назад Наталия была вторым пилотом в составе экипажа и доставляла в Большое Голоустное на съемки фильма "Даю посадку!" съемочную группу, в том числе звезду отечественного кинематографа Дмитрия Певцова. Летели на Ан-2, на кукурузнике, который участвовал в съемках. "Вообще, в моей жизни удивительный день. Дело в том, что самолет-то работает! Он труженик наш. По-моему, он главный герой", - сказала тогда Наталия.
Именно тогда о Наталии узнали и наши читатели. А нам хотелось рассказать подробнее об этой незаурядной женщине, летчике-инструкторе, которая учит пилотов управлять самолетами Ан-2 и Як-52. И гордится своим делом - и теми людьми, с которыми связано ДОСААФ.
Территория Иркутского учебного центра ДОСААФ, добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России, в поселке Оек - огромное чистое поле и множество маленьких самолетов. Отсюда вышли люди, которыми регион может гордиться.
- Многие воспитанники - это наша гордость. Например, космонавт Анатолий Иванишин, дважды Герой России. Первый прыжок он сделал у нас на аэродроме. Погибший в Чечне, в Аргунском ущелье, десантник Андрей Шерстянников, уроженец Иркутской области, - тоже Герой России. В честь него мы проводим соревнования по парашютному спорту.
Знакомство с самолетами: а мама против
- Я родилась в Киеве. У моей мамы трое детей. В Киеве я окончила школу, но дальше учиться - в институт - не пошла, потому что я была самая старшая и решила, что нужно помогать маме кормить семью. Мне пришлось сразу же после школы пойти на завод. Приняли ученицей, и в скором времени я начала получать достаточно хорошую для молодежи зарплату. Хотя мама все-таки настаивала, чтобы я получила образование.
- Почему вы решили стать летчицей? Это ваша мечта с детства? Или в вашей семье были летчики?
- Никто из моих родных не увлекался самолетами. Но мой дядя - военный. Он у нас всегда был гордостью семьи. И я хотела стать военной. Я даже во снах это видела. Очень кстати у нас в школе было развито преподавание начальной военной подготовки. К тому же я была спортивной, волейболом занималась, участвовала во всех городских "Зарницах".
По окончании школы изначально хотела пойти в военное училище. Подала документы в различные учебные заведения. Но отовсюду мне приходил один ответ: "Девушек не берем".
А в один прекрасный день увидела по телевизору, как с самолета прыгают парашютисты, и мне тоже захотелось прыгнуть с парашютом. Я отыскала нужный адрес и поехала записываться в парашютную секцию ДОСААФ "Чайка" киевского аэроклуба. Там меня увидел командир и спросил: "А вы не хотите летать?"
Я сказала, что хочу, и он меня записал. Потом начала проходить все комиссии, инструктажи, уроки физподготовки. В ДОСААФ мы все изучали досконально! Нас обучали летному делу по-настоящему. Чтобы быть пилотом, необходимо за год выполнить два прыжка с парашютом - и три месяца мы изучали парашютную подготовку. Каждый должен уметь прыгать с парашютом в экстренных ситуациях.
По итогам сдачи теоретических экзаменов нас допускали к полетам. Инструкторы нам так и говорили: "300 человек мы "оторвали от улицы"! А теперь лучшие полетят!" Так, в общем-то, и началось мое знакомство с самолетами.
Первый полет
- Всех ли берут в пилоты? Должны быть какие-то определенные критерии - по здоровью, по знаниям?
- Конечно, должны. Первичная комиссия очень строга. Здоровье должно быть как у космонавта. Когда взлетаешь, организм испытывает очень сильные перегрузки. Мы каждый год проходим медкомиссию, а сейчас такие требования, что еще сложнее стать летчиком. Нужно с самого детства здоровьем заниматься.
- Расскажите про свой первый полет. Что вы чувствовали? Было ли вам страшно?
- Первый полет для меня был огромным трудом. Романтики от полета в первое время вообще не было. Сначала полет - это работа. Конечно, позже, когда уже научишься летать, то уже как будто не работаешь, а получаешь удовольствие, но первый полет - это очень сложно. Все нужно выполнять четко, следить за параметрами. Некогда смотреть на облака.
Было страшно. Страшно - это нормально. Но я была подготовлена, и на основании полученных знаний у меня была уверенность, что все надежно. Мы ведь изучаем теорию не только для того, чтобы знать, как самолет летит, а еще и для того, чтобы понимать, что он надежно летит.
Когда у меня был уже третий или четвертый полет, я вдруг подумала - а что это я все работаю? Я же лечу! О! Облако! О! Небо! Только через определенное время ко мне пришло это прекрасное ощущение полета, которое не покидает меня и по сей день.
- Правда ли, что самолет - это самый безопасный транспорт?
- По статистике - правда. С автомобилями аварий и жертв бывает куда больше.
- Какой ваш самый любимый самолет?
- Як-52, на котором я начинала летать. Это самый лучший классический учебный самолет. На данном самолете у меня больше всего часов налета.
Товарищ капитан
- Как реагировали родные на то, что вы захотели посвятить себя авиации?
- Мама не совсем поддерживала мое решение, она очень переживала за меня и хотела, чтобы я хорошее образование получила.
Однако я все же ушла в аэроклуб. Потом встретила там мужчину, вышла замуж и уехала. Можно сказать, что я ослушалась свою маму. Она и сейчас переживает за меня.
Можно сказать, что все были против, только муж меня поддерживал.
- Ваш муж тоже увлекался самолетами?
- Как я уже сказала, мы познакомились в киевском аэроклубе "Чайка". А после того, как муж окончил летное училище, нас отправили по распределению в Иркутск. Были 90-е годы, зарплату не платили. Я пошла военнослужащей, это в тридцать пять-то лет. Было очень трудно. Служила рядовой, потом стала прапорщиком, и в итоге я стала офицером. В звании капитана закончила службу в Климовске под Москвой.
Место под солнцем
- Вы стали иркутянкой? Прижились здесь?
- Если честно, когда нас распределили в Иркутск, я очень не хотела покидать Киев. Прямо скажем, из Киева тогда мало кто хотел уезжать.
- Вы не жалеете о своем выборе?
- Конечно, нет. Вторую жизнь, если бы она была мне дана, я прожила бы точно так же.
- Чему вы учите на аэродроме в Оеке?
- Мы учим парашютному спорту, учим управлять самолетом Ан-2. Раньше у нас даже вертолеты были. К сожалению, многие самолеты вышли из строя, и их нужно ремонтировать. Однако бюджета на это категорически не хватает. Нужен очень большой бюджет, чтобы отремонтировать все самолеты.
Больше всего я хочу, чтобы развивался наш аэродром. Аэродром - это моя вторая семья, второй дом. Все, кто здесь работает, члены моей семьи. Я очень за всех переживаю.
- Чего вы пожелали бы женщинам, которые хотят посвятить свою жизнь авиации?
- Самое главное - это здоровье, которое нужно беречь с самого детства. Еще, конечно же, необходимы знания. Знания девушке очень нужны, потому что ей предстоит пройти настоящую борьбу за свою мечту. Сейчас нет другого пути, кроме как поступать в летное училище. К сожалению, женщине очень трудно после окончания учебы найти работу, особенно в настоящее время. Но самое важное, чего я хотела бы пожелать - это женское счастье. Обязательно нужен соратник рядом, тот, который будет вас понимать и поддерживать в ваших стремлениях. И тогда все получится....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец - Иркутск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции