ТАСС
28 июля 2021, 18:11
Российские и зарубежные лоукостеры. История и характеристики
28 июля 2021 года глава совета директоров авиаперевозчика S7 Airlines Татьяна Филева сообщила о решении создать новую авиакомпанию-лоукостер
Что такое лоукостеры
Лоукостеры (от англ. low cost, "низкая цена") - авиакомпании, бизнес-модель которых предусматривает максимальное удешевление билетов для пассажиров в обмен на отказ от удобств, предоставляемых обычными перевозчиками. Среди наиболее часто встречаемых принципов работы лоукостеров:
- Выполнение рейсов не из основных аэропортов, а удаленных от городов, где меньше трафика и дешевле обслуживание самолетов. Также обычно лоукостеры работают в отдельных аэропортовых терминалах с минимальной инфраструктурой, выбирают для стоянок на перроне самые отдаленные места.
- Использование одного типа воздушных судов (также для удешевления обслуживания) в одноклассовой компоновке с минимальным расстоянием между креслами.
- Платное питание на борту или полное его отсутствие.
- Взимание платы за перевозку багажа и ручной клади, жесткие ограничения на их габариты.
- Модель продаж билетов, которая поощряет раннее бронирование; постепенное повышение тарифа по мере заполнения самолета.
- Продажа билетов без номеров мест (посадка в самолет осуществляется в порядке живой очереди).
- Максимальное использование самолетов, минимизация простоев на земле.
- Упрощенная маршрутная схема "точка - точка", не предусматривающая пересадочных рейсов и перегрузку багажа.
- Для уменьшения расходов после рейсов чистку самолета производят стюардессы, а не аэропортовая клининговая служба (в прошлом иногда багаж могли грузить сами пилоты).
Первой авиакомпанией-лоукостером считается американская Paсific Southwest Airlines (PSA), начавшая полеты в 1946 году по маршрутам внутри штата Калифорния (США). Она обанкротилась в 1983 году. При этом старейшей из ныне действующих бюджетных авиакомпаний США является Southwest Airlines, начавшая полеты в 1971 году внутри штата Техас.
В 1950-х годах первым трансатлантическим лоукостером стали "Исландские авиалинии" (Loftleidir), которые демпинговали на билетах между США и Европой во много благодаря промежуточной остановке в Рейкьявике.
В 1980-х годах популярность лоукост-модели снизилась, поскольку из-за низких цен на нефть и авиакеросин обычные авиакомпании могли себе позволить не повышать стоимость билетов.
Бизнес-модель лоукостеров вновь стала актуальной в 1990-х годах , когда внутри Евросоюза (ЕС) был введен режим "открытого неба", разрешавший перевозчикам осуществлять рейсы не только в страну, где они были зарегистрированы, но и между третьими странами ЕС. Благодаря этому одними из ведущих перевозчиков стали ирландский Ryanair (выполнять полеты начал еще в 1984 году), британский EasyJet, немецкий Germawings (существовал в 1997-2020 годах) и другие. В 2003 году к ним добавился венгерский Wizz Air.
При этом на лоукост-модель в 2000-2010 годах перешли некоторые национальные перевозчики, в том числе Estonian Air (ликвидирован в 2015 году) и латвийский Air Baltic.
В странах Азии, где долгое время лоукостеров не существовало, дешевые авиарейсы появились в начале 2010-х годов, когда начали работу авиакомпании Peach, AirAsia и JetStar.
В 2019 году на долю авиакомпаний-лоукостеров приходилось 33,1% рынка перевозок в Европе, причем в 2020 году он вырос до 44,5%. Несмотря на пандемию коронавируса, самым крупным по числу пассажиров (51,7 млн человек) из таких перевозчиков в 2020 году остался Ryanair.
В России
Первой низкобюджетной авиакомпанией в России стал Sky Express, начавший полеты 29 января 2007 года по маршруту Москва - Сочи с базовым тарифом 500 рублей. Первоначально маршрутная сеть Sky Express предусматривала только внутрироссийские перелеты, в 2009 году компания запустила чартерные перевозки в Турцию, Египет и другие страны.
В 2010 году она занимала 15-е место по объему перевозок в России. Одной из самых крупных проблем Sky Express были частые задержки рейсов, причиной которых было то, что при запуске компания закупила однотипные, но старые (возрастом более 20 лет) самолеты Boeing 737. 1 ноября 2011 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта Sky Express в связи с ухудшением производственных показателей и финансово-экономического состояния компании. Большая часть авиапарка была передана в авиакомпанию "Кубань", которая также прекратила полеты в 2012 году.
Другие попытки реализовать в России устойчивую лоукост-бизнес-модель в конце 2000-х - начале 2010-х годах также закончились неудачей. Так, "Авианова" выполняла рейсы в 2009-2011 годах на подержанных самолетах Airbus A320. Прекратила работу по решению американских инвесторов из-за убыточности. "Континент" летал в 2010-2011 годах на выведенных из консервации отечественных лайнерах Ту-154. Из-за удорожания топлива в начале 2010-х годов компания не смогла расплатиться с долгами и также остановила полеты.
Иногда к лоукостерам причисляют также калининградскую "Авиакомпанию КД-авиа", которая с середины 2000-х годов продавала дешевые билеты в Европу с пересадкой в Калининграде. Она прекратила полеты в 2009 году из-за большого объема задолженности и впоследствии была обанкрочена.
В 2013 году "Аэрофлот" объявил о создании собственного лоукостера с бизнес-моделью, приближенной к европейским перевозчикам этого класса. В частности, было решено оснастить его однотипными новыми самолетам Boeing 737-800NG. Авиакомпания получила название "Добролет", начала выполнять рейсы 10 июня 2014 года из Москвы в Симферополь. Однако 30 июля 2014 года Евросоюз ввел санкции против "Добролета" как единственного авиаперевозчика, выполнявшего рейсы в Крым. 3 августа 2014 года авиакомпания объявила о приостановке полетов из-за аннулирования договоров о лизинге и страховании самолетов Boeing 737.
Вместо "Добролета" была создана новая авиакомпания "Победа", которая сохранила фирменный стиль "Добролета". Она начала полеты 1 декабря 2014 года. По состоянию на июль 2021 года в парке "Победы" 44 Boeing 737, ее базовыми аэропортами являются Внуково и Шереметьево. "Победа" остается дочерней компанией "Аэрофлота", при этом с 2019 года обсуждается возможность вывода ее акций на биржу. По итогам первого полугодия 2021 года она перевезла 6,398 млн пассажиров, заняв третье место по этому показателю после "Аэрофлота" (8,365 млн) и S7 Airlines (8,120 млн). В 2020 году, несмотря на вызванный пандемий коронавируса спад перевозок и приостановку коммерческих полетов в апреле - мае, "Победа" получила чистую прибыль в размере 1,4 млрд рублей.
Помимо "Победы" элементы лоукост-перевозок с середины 2010-х годов применяют и другие российские авиакомпании. В частности, практически все перевозчики ввели дешевые безбагажные тарифы....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Ноябрь 1, 2025
Cartier в обуви пассажира обнаружили домодедовские таможенники
Ноябрь 1, 2025
Работники Управления ФГУП "УВО Минтранса России" отмечены ведомственными наградами ко Дню народного единства
Ноябрь 1, 2025
Аэропорт Шереметьево объявил тендер на развертывание дополнительного комплекса противодействия БПЛА
