Российская газета
11 августа 2021, 14:28
Первый таран в тропосфере: МиГ-3 не дал уйти немецкому Do 17
11 августа 1941 года советский летчик Алексей Катрич в ходе воздушного боя впервые в мире совершил высотный таран, сбив немецкий самолет-разведчик
В тот день пара высотных истребителей МиГ-3 (пилоты А. Катрич и М. Медведев) получили задание вылететь на перехват скоростного самолета-разведчика Do 17, который двигался от Москвы по направлению к Ленинграду. Однако у машины Медведева перегрелся двигатель, и летчик вскоре вернулся на аэродром. Лейтенант Катрич продолжил преследование врага в одиночку.
Тем временем экипаж Do 17, чтобы оторваться от советского Мига, поднялся на высоту около 8 километров над уровнем моря. Другими словами - вошел в тропосферу, которая начинается с отметки 7000 метров. На таких высотах пилоты используют кислородные маски. Однако МиГ-3 и проектировался как высотный истребитель, поскольку в предвоенные годы считалось, что потенциальный противник будет совершать налеты с помощью бомбардировщиков, летающих на высотах от 6 до 10 километров. В реальности же на советско-германском фронте этого не случилось. Но высотные самолеты-разведчики немцы использовали вовсю.
Вскоре Катрич заметил у себя над головой белые полосы выхлопных газов, которые шли от Do 17. Самолет следовал вдоль железной дороги: видимо, его задание состояло в аэрофотосъемке стратегически важной магистрали. Чтобы убедиться, та ли это цель, Алексей поднялся до 9 тысяч метров. Убедившись, что это именно разведывательный самолет, летчик стал снижаться для атаки. На высоте около 8 километров Катрич открыл пулеметный огонь по немецкой машине. С неприятельского борта последовал ответный огонь.
Первой же очередью с дистанции около 100 метров советский пилот прошил Do 17 вдоль всего фюзеляжа. Однако фашистский разведчик продолжал лететь как ни в чем не бывало.
Во время второго захода Катричу удалось попасть в один из двигателей "немца". В одной из атак он также обезвредил стрелка. Но самолет-разведчик не свернул с курса, упорно следуя вдоль Октябрьской железной дороги по направлению к Ленинграду.
Тем временем пулеметы Мига замолчали, и лейтенант принял решение сбить Do 17 таранным ударом. Он подошел к немецкому разведчику под углом слева и касанием пропеллера повредил вражеской машине киль и стабилизатор. Снизив обороты двигателя, Катрич отвалил в сторону, чтобы не врезаться в крыло Do 17. Самолет врага, раскачиваясь, ушел в сваливание. Только на мгновение немецкому экипажу удалось выровнять машину, но после она с воем устремилась к земле и разбилась неподалеку от города Зубов Калининской (ныне - Тверской) области.
А лейтенант Катрич на "чихающем" двигателе дотянул до аэродрома Мигалово под Калининым, где базировался его 27-ой авиаполк ПВО.
Интересно, что сообщение о подвиге Катрича появилось в сводке Совинформбюро только 5 сентября, с опозданием почти в месяц. Вот что в нем говорилось: "Летчик-истребитель лейтенант Катрич атаковал летевший на большой высоте фашистский бомбардировщик "Дорнье-217". Фашист не выдержал атаки советского летчика и стал уходить. Во время боя тов. Катрич исчерпал все боеприпасы. Отважный летчик решил идти на таран. Вплотную сблизившись с фашистом, тов. Катрич ударом своего самолета отбил левый киль немецкой машины. "Дорнье" рухнул на землю. Летчик Катрич сохранил машину и благополучно сел на своем аэродроме".
Годы спустя Катрич писал в своих воспоминаниях, что причина, по которой он пошел на таран, заключалась вовсе не в израсходовании боеприпасов, а в том, что заклинило пулеметы. После приземления он обнаружил, что боезапас еще оставался.
12 сентября 1941 года в ходе битвы за Москву Алексей Катрич совершил еще один таран, уничтожив вражеский боевой самолет. И, как и в первом случае, успешно приземлился на своем аэродроме.
За эти подвиги лейтенанту Катричу 28 октября того же года присвоили звание Героя Советского Союза.
Войну Катрич закончил в звании майора на должности заместителя командира полка. На его счету было 14 сбитых самолетов противника.
В 1965 году он одним из первых был также удостоен звания "Заслуженный военный летчик СССР".
Алексей Николаевич Катрич прожил долгую жизнь, прослужив в военно-воздушных силах 52 года. Он скончался в Москве в 2004 году в звании генерал-полковника авиации в отставке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции