Известия
13 августа 2021, 09:07
Сильное "Звено": определены сроки испытаний "самолета судного дня"
Первый полет нового российского "самолета судного дня" на базе лайнера Ил-96-400 запланирован на 2023 год
Воздушный штаб
Согласно графику работ (есть в распоряжении "Известий"), контракт на опытно-конструкторскую работу (ОКР) "Звено-3С" по созданию новых воздушных пунктов управления (ВзПУ) военное ведомство подписало с ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" в сентябре 2018 года. Сами самолеты, известные как "изделия 9631", строятся на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО), которое назначено главным исполнителем. Первый полет борт должен совершить в 2023 году. Тогда же начнутся и его заводские испытания. Ожидается, что все работы займут один год. Уже в 2024-м первый "самолет судного дня" выйдет на госиспытания. В тоже время окончательное завершение разработки запланировано на 2027 год.
Головная машина переоборудуется из Ил-96-400Т (М), имеющихся на ВАСО. Такие удлиненные самолеты создавались как специализированная транспортная версия пассажирского лайнера Ил-96. В предыдущие годы они полностью прошли испытания и получили гражданский сертификат.
Компания ВАСО уже начала закупку металла и компонентов для постройки в рамках ОКР "Звено-3С" второго воздушного командного пункта (документы закупок имеются в распоряжении "Известий"). В отличие от первого образца, он будет создан на базе модернизированного Ил-96-400М новой постройки. В нем используют обновленную версию двигателей ПС-90А1 и радикально усовершенствованную кабину экипажа, которая позволит сократить количество пилотов до двух человек. Эта модификация пока не поднималась в воздух.
Дальность и продолжительность полета Ил-96 в варианте ВПУ должна значительно вырасти по сравнению с предшественником - Ил-80. Радиокомплекс нового самолета позволит передавать команды стратегическим ядерным силам в радиусе 6 тыс. км, а также использовать коммуникационные спутники.
- Задача таких "самолетов судного дня" с мощными комплексами связи - не дать обезглавить военное руководство одним ударом, - рассказал "Известиям" военный эксперт Дмитрий Болтенков. - В угрожаемый период при опасности ядерного конфликта они могут долго курсировать в воздухе с президентом, министром обороны или начальником Генштаба на борту, вместе с "ядерным чемоданчиком". В отличие от наземного штаба, такой подвижный воздушный пункт управления практически невозможно уничтожить внезапным ядерным или высокоточным ударом. Наличие его в небе будет гарантировать неминуемость российского удара возмездия. А значит, никто на атаку не решится.
Старые модели, построенные на базе Ил-86, отличались недостаточной продолжительностью полета без дозаправки. Понятно, что созданные по программе "Звено-3" машины будут обладать радикально увеличенными возможностями. В первую очередь, платформа дальнемагистрального лайнера позволит ему находиться в воздухе больше времени. Оборудуют ее и новейшими системами связи, в том числе с атомными субмаринами, находящимися в подводном положении на боевом дежурстве, заключил эксперт.
Продолжительность непрерывного полета новых машин можно будет дополнительно увеличить. В отличие от пассажирских и грузовых модификаций, на них установят штангу для дозаправки от воздушных танкеров. Это придаст самолетам возможность находиться в воздухе гораздо дольше, чем любым коммерческим лайнерам.
Ответ "звездным войнам"
Предыдущее поколение воздушных командных пунктов Ил-80 создали на основе среднемагистрального широкофюзеляжного лайнера Ил-86. Разработку этого варианта инициировали еще в СССР из-за резкого обострения отношений с США и разработки там концепции "Стратегической оборонной инициативы", известной также под прозвищем "программа звездных войн". Первый его полет состоялся в 1985 году. Всего было построено четыре машины. Конкретные их характеристики до сих пор остаются секретными.
Приняли Ил-80 на вооружение в 1992 году уже в новой стране, в реалиях экономического кризиса и разоружения. Поэтому самолеты использовались не слишком активно. Нет данных об их применении в ходе какого-либо реального конфликта.
Известно, что в варианте ВПУ полностью заменили оборудование и внутреннее наполнение пассажирского самолета, модернизировали систему электропитания, чтобы обеспечить энергией установленную сложную аппаратуру связи.
Машину максимально защитили от поражающих факторов ядерного взрыва, а размещенное на ней оборудование - от воздействия электромагнитного излучения. "Самолет судного дня" лишили большинства иллюминаторов, оснастили системой дозаправки в воздухе, дополнительным аппаратным отсеком в носовой части фюзеляжа.
Ил-80 оборудовали самой передовой на то время системой связи. В большом обтекателе на "спине" самолета установлена аппаратура спутниковой коммуникации, придающая ему очень характерный "горбатый" вид....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции