Российская газета
18 августа 2021, 11:41
Первенцы: МиГ-9 и Як-15 впервые представили на параде 75 лет назад
18 августа 1946 года на Тушинском аэродроме состоялся первый после Великой Отечественной войны авиационный парад в честь Дня воздушного флота СССР
В этот выходной день для десятков тысяч зрителей состоялось красочное авиационное шоу с элементами высшего пилотажа. Ночные бомбардировщики По-2 растянули в небе шелковыми лентами красную звезду, истребители Як-3 и Ла-7 устроили воздушный бой, продемонстрировали свои возможности бомбардировщики Ту-2 и Пе-2, а также штурмовики Ил-10. Однако главной изюминкой праздника стал полет первых советских турбореактивных истребителей Як-15 и МиГ-9.
Вот как описал это событие конструктор Александр Яковлев, который наблюдал за полетами с крыши Центрального аэроклуба имени Чкалова: "Наконец заветное мгновение! Небо над летным полем очистилось от последних самолетов, и диктор объявил: к аэродрому приближается реактивный самолет конструкции Яковлева. В этот момент к границе аэродрома на небольшой высоте быстро приближалась черная точка. Еще мгновение - и я узнаю знакомые очертания. Перед самыми трибунами с шелестящим свистом, присущим реактивным самолетам, Иванов проносится на Як-15. Еще несколько секунд - и так же проходит МиГ-9.
Аэродром гремит овациями, люди бросают вверх шляпы, всеобщее ликование и восторг! Великое, ни с чем не сравнимое, подлинное, глубокое счастье переполняет все мое существо! К слезам, застилающим глаза от напряженного вглядывания вдаль, прибавляются слезы радостного волнения. Нас с Артемом обступают десятки людей, знакомых и незнакомых, поздравляют, обнимают, целуют. А у нас ноги подкашиваются от пережитых волнений. Ощущаешь полное физическое изнеможение, и все окружающее как-то теряет рельефность и плывет и тумане".
Конструктор волновался не напрасно - первые советские реактивные истребители были еще несовершенными машинами. Например, у самолета Як-15 техникам и конструкторскому бюро больше всего проблем доставляло хвостовое колесо, которое находилось в реактивной струе и сгорало после каждого полета. Кроме того, подгорала нижняя обшивка фюзеляжа, и чтобы достичь нужного эффекта "брюхо" истребителя зашили листовой огнеупорной нержавеющей сталью.
"На другой день после парада Микояна и меня вызнали в Кремль. Разговор был короткий. Нас поздравили с успехом и … поручалось построить и облетать к октябрьскому празднику для воздушного парада на Красной площади по 10 - 15 реактивных самолетов Як-15 и МиГ-9. Было сказано: до выполнения задания не возвращаться в Москву…. Задание казалось невыполнимым. Но никаких отговорок во внимание не принималось", - пишет в своих воспоминаниях конструктор.
Несмотря ни на что к 7 ноября 1946 года 30 истребителей МиГ-9 и Як-15 были построены и подготовлены к параду, но подвела погода и полеты отменили.
Хотя первые советские турбореактивные истребители выпускались небольшими партиями, они помогли обучить сотни пилотов управлять новой техникой. Всего было выпущено 610 МиГ-9 и 280 Як-15....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции