Аргументы и факты
3 сентября 2021, 09:19
Безлюдная авиация. Когда появятся летающие такси?
О сегодняшних и завтрашних БПЛА "АиФ" рассказал ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) Борис Елисеев
О сегодняшних и завтрашних БПЛА "АиФ" рассказал ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) Борис Елисеев.
Водители дронов
Сергей Осипов, "АиФ": - Борис Петрович, наши современники видят БПЛА довольно редко, чаще им доступна "картинка", заснятая их камерами. Если в телерепортаже присутствует панорама, снятая с верхней точки, почти наверняка это поработал дрон.
Борис Елисеев: - Более крупные беспилотники редко попадаются на глаза потому, что их используют в разных труднодоступных местах. Уже сейчас БПЛА применяются при мониторинге нефтепромыслов и нефтепроводов на предмет опасных для экологии утечек. Картина лесных пожаров также во многом создается благодаря беспилотной авиации. В ближайшей перспективе - использование дронов при проведении разного рода сельскохозяйственных работ. Это не только распыление удобрений. Надо же знать, сколько и где взошло зерновых, какой урожай можно ожидать. Какая часть сельхозугодий поражена вредителями-насекомыми и нуждается в срочной обработке химикатами, а какая - во внесении удобрений.
Уж не говоря про их применение во всяких опасных для жизни людей ситуациях - ледовая разведка, мониторинг активности действующих вулканов...
- А где учат операторов для дронов?
- В нашем вузе с сентября 2020 г. разработаны и реализуются программы дополнительной профессиональной подготовки операторов по управлению беспилотными авиационными системами с максимальной взлетной массой 30 кг и менее. Это занимает от 96 до 112 часов. Сертификаты уже получили несколько десятков человек. А обучение "с нуля" в колледжах длится 3 года 10 месяцев, на базе среднего общего образования - на год меньше.
- Водителей дронов называют еще и внешними пилотами. А это что такое?
- Скажу как ректор: нынешний образовательный стандарт позволяет готовить внешних операторов беспилотных систем весом до 30 кг. Когда дело дойдет до более мощных дронов, речь уже будет идти о другой специальности - внешний пилот воздушного судна. По сути, это тот же командир воздушного судна (КВС), что возит вас на красивом самолете из города в город. К нему предъявляются те же требования по здоровью, стрессоустойчивости, знаниям картографии, навигации, аэродинамики и много чего еще. Таково требование ИКАО, да и в нашем понимании это настоящий летчик с соответствующим профессиональным свидетельством.
Статьей 52 Воздушного кодекса определен порядок отнесения лиц к авиационному персоналу. В ноябре 2016 г. приказом Минтранса № 312 в число специалистов, входящих в состав летного экипажа гражданской авиации, внесен "внешний пилот".
Летучее такси
- Помните фильм "Пятый элемент"? Там главный герой - аэротаксист. Действие относится к 2263 г. Когда ждать появления аэротакси в реальности?
- Зарубежные разработчики занялись проектированием и испытанием опытных образцов беспилотных аэротакси в 2016-2019 гг. В 2020 г. компания "Убер" планировала запустить тестовую линию, но помешала пандемия.
Свои варианты аэротакси готовит и "Боинг" - его летательный аппарат создан на основе мультикоптеров, способных на вертикальные взлет, посадку и быстрый горизонтальный полет.
Авиастроительный концерн "Эрбас" запустил разработку аэротакси, выполненного по схеме конвертоплана с передним и задним поворачивающимися крыльями. На консолях каждого крыла размещены по четыре электромотора с воздушными винтами. Аппарат способен преодолеть расстояние около 80 км за 18 минут.
Британская компания "Роллс-Ройс" в 2018 г. представила концепцию летательного аппарата с шестью электромоторами, получающими энергию от газотурбинного генератора. В отличие от разработок других компаний, которые работают от аккумулятора, "англичанин" будет летать на керосине. Это значительно увеличивает дальность полета - она составит примерно 800 км. Максимальная скорость летательного аппарата 250 км/ч. Для заправок предлагается использовать существующую инфраструктуру в аэропортах и на вертолетных площадках. А там, глядишь, аэротакси начнут и на обычных АЗС заправляться. Нечто похожее было показано в старом фильме про Джеймса Бонда. В нем агент 007 летал на автожире, подруливал к заправке и говорил: "Полный бак, пожалуйста".
- А как обстоят дела с отечественными разработками?
- Не так давно испытания беспилотного такси проходили в помещении Малой спортивной арены "Лужников" в Москве. Беспилотник, способный доставлять пассажиров и груз по воздуху на расстояние до 100 км, разработала компания - участник Московского инновационного кластера. Габариты летательного аппарата сопоставимы с размерами автомобиля. Он может взлетать на высоту 150 м и садиться на стандартное парковочное место, маневрировать на стоянке. Рассчитан на двух пассажиров, максимальная грузоподъемность 300 кг, а скорость 200 км/ч. Есть и другие интересные разработки. Когда аэротакси встанут на крыло, их будут водить не усталые гастарбайтеры, а внешние пилоты из авиалогистического центра.
- И когда я смогу вызвать через мобильное приложение воздушное такси?
- Я не пророк, но сказал бы, что ожидать скорого появления аэротакси в городах не стоит. Здесь очень много составляющих. Хотя бы потому, что для этого придется менять всю привычную нам среду. Ну, например: вы когда-нибудь обращали внимание, сколько проводов приходится на среднестатистический московский двор? У меня перед окном три "воздушки" висят, портят пейзаж. Для БПЛА это смертельная угроза! Зато на территориях, прилегающих к мегаполисам, у аэротакси, надеюсь, хорошее будущее. Особенно там, где есть платежеспособный спрос на такие перевозки. Это Московская, Ленинградская, Нижегородская обл., весь юг России.
- А вы лично готовы сесть в аэротакси?
- Внимательно слежу за развитием ситуации. Как только представится такая возможность, обязательно прокачусь.
Доставка пиццы
- На фоне самоизоляции некоторые стали предсказывать доставку фастфуда на дом при помощи дронов. Это реально?
- К сожалению, многие представляют возможности беспилотной авиации только так. Когда меня спрашивают об этом, задаю встречный вопрос: "А кто будет отвечать в суде, если беспилотник-доставщик уронит ящик с пепси на голову клиента? Разработчик программного продукта, оператор беспилотного устройства или искусственный интеллект?" Для беспилотной авиации есть более актуальные и серьезные задачи.
- Какие, например?
- Например, транспортные. Речь не об огромном беспилотном грузовом самолете, летящем из Москвы на Дальний Восток, а о том, что обычный транспортник с экипажем довозит до аэропорта-хаба все, что было заказано жителями, допустим, на Чукотке. А далее грузы потребителю развозит не вертолет Ми-8, у которого час полета стоит 280 тыс. руб., а грузовой дрон с ценой за час полета в 10-30 тыс. И модную книгу столичного издательства можно будет получить в библиотеке отдаленного поселка через неделю после выхода из типографии, а не когда весной вскроются реки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции