Proua
30 декабря 2003, 10:08
С юбилеем, "ишачок"!
Речь идет о прославленном истребителе конструкции Н.Н. Поликарпова И-16. Почему мы подняли эту тему? Дело в том, что летчики, да и просто любители авиации отмечают в декабре две даты: первая - скорбная - 15 декабря 1938 года при испытаниях опытного истребителя И-180 погиб летчик-легенда Валерий Павлович Чкалов, вторая - знаменательная, - так же неразрывно связана с именем Чкалова: 30 декабря 1933г. именно он впервые поднял в воздух опытный истребитель ЦКБ-12, будущий И-16.
Первая попытка создания скоростного истребителя была предпринята Поликарповым в 1923 году, но самолет, названный ИЛ-400 (истребитель с мотором Либретти в 400 л.с.) оказался неудачным и в силу конструкторских просчетов так и не был принят на вооружение. Следующие самолеты - разведчик Р-5, истребитель И-3 и учебный У-2 оказались гораздо удачливее и прожили долгую и славную жизнь, особенно У-2 - рекордсмен среди самолетов-долгожителей.
Потом арест конструктора по делу "Промпартии" и приговор - расстрел! Однако с исполнением приговора не спешили и в декабре 1929 года заключенных авиаспециалистов собрали в одном из помещений Бутырской тюрьмы - "Особом конструкторском бюро" (ЦКБ-39 ОГПУ). Среди них был и Поликарпов. Так на свет появился знаменитый И-5.
18 марта 1931 года Н.Н. Поликарпову смертный приговор заменили десятью годами лагерей, но уже в июле, после осмотра Сталиным И-5, конструктора освободили, так и не сняв обвинения. После освобождения Поликарпов возглавил бригаду №3 ЦКБ. Но после подчинения ЦКБ ЦАГИ у Поликарпова то и дело стали возникать конфликты с руководством института, в частности - с А.Н. Туполевым и в результате его отстранили от руководства бригадой. Положение поправилось только с приходом на должность начальника ЦКБ и заместителя начальника ЦАГИ С.В. Ильюшина - бригаду №3 возглавил П.О. Сухой, а Поликарпов стал его заместителем.
Бригада получила задание спроектировать истребитель-моноплан И-14, а Поликарпов занялся разработкой полутораплана И-14а, будущего И-15. Практически одновременно с разработкой И-15, понимая неизбежность перехода на монопланную схему, Н.Н. Поликарпов в инициативном порядке приступил к проектированию моноплана И-16. Новый истребитель, за счет "снятия" второго крыла и уменьшения аэродинамического сопротивления, должен был дать существенный прирост в скорости.
Весьма оригинально Поликарпов подошел к решению проблемы увеличения маневренности. Как известно, чем ближе центр тяжести к аэродинамическому фокусу, тем энергичнее самолет реагирует на движения рулей. Поэтому на И-16 укоротили хвостовую часть фюзеляжа, тем самым, сдвинув вперед аэродинамический фокус, а "обрезав" нос сместили центр тяжести назад. Машина получила весьма характерные формы и стал, к тому же, пожалуй, первым в мире статически неустойчивым самолетом. Это значит, что летчику для выполнения маневра надо не "загонять" в него самолет, а просто "разрешить" ему это сделать. Сейчас подобная схема на истребителях применяется повсеместно, но для начала 1930-х такое решение было, несомненно, революционным.
Однако строгость в пилотировании И-16 несколько пугала неопытных пилотов. И тогда группа летчиков так называемой "красной пятерки" (их самолеты были окрашены, кроме традиционно черного капота, в красный цвет), пошла на беспрецедентный шаг - связав самолеты красными ленточками, они открутили перед приглашенными строевыми летчиками комплекс фигур высшего пилотажа, да так лихо, что ни одна ленточка не порвалась!
"Засветилась" знаменитая пятерка и перед высшим руководством страны - наблюдавший за их полетами командующий ВВС Яков Алкснис задумал продемонстрировать мастерство летчиков во время первомайского парада 1935 года. Ведущий группы только и попросил, что нанести на брусчатке жирную белую полосу в качестве ориентира. Первомайским утром "красная пятерка", снизившись ниже крыш домов, с оглушительным ревом ворвалась на Красную площадь и, вращаясь как единое целое, "ввинтилась" в московское небо на восходящей бочке. Эффект был потрясающий! Пилоты в тот же день получили внеочередные звания, денежные премии и… просьбу Сталина полетать еще над Москвой.
Но парады - парадами, а ведь истребитель-то создается для боя. Впервые И-16 "понюхали пороху" в 1936-1939 годах - в Испании. Появление "ишачков" сразу же дало понять мятежникам, кто есть кто в испанском небе - немецкие Не-51 и итальянские С.R.32 настолько уступали им по своим летным данным, что франкистские пилоты получили приказ - ввязываться в бой против И-16 только в случае значительного численного преимущества. Даже с первыми немецкими Bf-109 "ишачок" мог тягаться практически на равных, а в бою на вертикалях оказался даже лучшим.
Следующая страница боевой биографии И-16 связана с небом Китая. И здесь "ишачки" покрыли себя немеркнущей славой. Боевые действия советских пилотов на И-16 оказались столь эффективными, что японцы обратились к советскому правительству с требованием отозвать их из Китая. Ну, еще бы не обратиться, особенно после своеобразного "поздравления" императора Поднебесной с днем рождения: 29 апреля 1938 года из 54 японских самолетов, участвовавших в налете на У-хань на аэродромы не вернулся 21. Спустя два дня русские летчики сбили еще 14 японских самолетов.
Последующие встречи И-16 с японскими самолетами, теперь уже в небе Монголии, также показали полное преимущество советских машин. Так, 22 июня 1939 года 109 японских самолетов встретили 95 краснозвездных истребителей. Через 2,5 часа на земле догорал 31 "японец". С нашей стороны потери оказались куда как скромнее - 11 машин.
А вот финская кампания оказалась не такой успешной и ознаменовала окончание эпохи И-16. Тем не менее, к началу Второй Мировой войны он оставался основным истребителем ВВС и принял первый удар на себя. Не смотря на внезапность нападения и большие потери на земле, пилоты устаревших И-16 и И-153 оказали фашистским стервятникам ожесточенное сопротивление и доказали - советское небо не такое уж и безоблачное для агрессора. Только за первый день войны немцы потеряли 300 боевых машин, за период с 22 июня по 5 июля - 807, а с 6 по 19 июля - 477. И большая их часть - на счету И-16. А провоевал "ишачок" до 1943 года, в Китае же летал до 1959-го!
Увидеть легендарный самолет в "натуральном" виде на территории СНГ сегодня можно только в одном месте - в Санкт-Петербургском военно-морском музее. А если же кто хочет увидеть его в полете - запасайтесь долларами и поезжайте в… Новую Зеландию. Там их летает аж 5 штук! Примечательно, что все эти самолеты в свое время были найдены в Карелии и восстановлены коллекционерами Что имеем - не храним, потерявши - плачем?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться