АвиаПорт.Ru
2 августа 2021, 10:53
"Иркут" провёл премьерный показ
В конце июля премьер-министр М. Мишустин посетил Комсомольский-на-Амуре и Иркутский авиационные заводы и осмотрел производственные площадки, на которых выпускаются Sukhoi Superjet 100 и МС-21
Стоит отметить, что тема гражданского авиапрома в повестке дня М. Мишустина занимает значительно более заметное место, нежели у его предшественника: в апреле он посещал Московский авиационный институт, в мае - выступал с лекцией на форуме "Новые знания", где говорил о гражданском самолётостроении, в июне состоялся визит на "Авиастар-СП" и "АэроКомпозит-Ульяновск", в июле - на Уральский завод гражданской авиации. Такое погружение в авиационную повестку соответствует масштабу задач, которые нужно решать в двух смежных отраслях: гражданской авиации и авиастроении. С одной стороны, перевозчикам нужно сформировать современный парк воздушных судов, позволяющих выполнять перевозки безопасно, надёжно и экономично. С другой стороны, производителям нужно загружать свои мощности и обеспечить работой сотни тысяч человек.
История господдержки
Гражданское авиастроение в нынешнем веке постоянно находилось в сфере внимания президента и правительства: отпущенный в 1990-е годы на вольные хлеба (читай - брошенный на произвол судьбы) авиастроительный комплекс стал получать новые задачи и соответствующее бюджетное финансирование только в нулевые годы. Однако, вспоминая о документах стратегического планирования минувших десятилетий, можно констатировать, что авиапрому удавалось решать поставленные задачи и даже выполнять многие показатели, но при этом не достигать цели. К примеру, в объеме, достаточном для завершения первичной сертификации, профинансированы программы Ту-214, Ту-204-300, Ту-334, Ту-204СМ. В то же время, первые два типа самолётов поставлялись в авиакомпании штучно и не внесли ощутимого вклада в выполнение авиаперевозок на фоне морально устаревших советских лайнеров и активно наращивавших свою долю иномарок. Вторые два, хоть и были сертифицированы, но до серийного производства так и не дошли.
Также в нулевые годы было запущено две масштабных программы: создания российского регионального самолёта, ставшего 100-местным среднемагистральным самолётом Sukhoi Superjet 100, и среднемагистрального МС-21. Эти проекты были структурированы иначе: часть средств в их реализацию вкладывали акционеры (в случае с "Гражданскими самолётами Сухого", разработавшими "Суперджет" - Компания "Сухой" и итальянская Alenia Aeronautica, а также Корпорация "Иркут" - в случае с МС-21). Активно привлекались заёмные средства. Но, что ещё важнее, правительство стало более гибко подходить к использованию господдержки самолётостроения. Традиционные инструменты - финансирование НИР и ОКР, субсидирование лизинга через докапитализацию лизинговых компаний и субсидирование процентной ставки по привлекаемым лизингодателям кредитам - были дополнены новыми механизмами. Правительство частично взяло на себя расходы на формирование технической аптечки для новых самолётов, подготовку лётного и технического персонала, наполнение складов запчастей. Созданы механизмы поддержки экспорта, включая экспортное кредитование, экспортное страхование, механизм гарантии остаточной стоимости. Наконец, на фоне падения курса рубля, ударившего по авиаотрасли, применялись и прямые меры финансового оздоровления: в 2015 году было принято решение о докапитализации "Объединенной авиастроительной корпорации" на сумму в 100 млрд рублей, что позволило избавить "Гражданские самолеты Сухого" от токсичной задолженности. Одним из условий выделения средств было достижение темпа выпуска SSJ 100 в 30 машин ежегодно, начиная с 2016 года. Напомним также, что перед отечественным авиапромом в те времена ставилась амбициозная цель по завоеванию внушительной доли на мировом рынке гражданской авиатехники. Однако, в силу объективных и субъективных причин, и пять лет назад удалось решить некоторые тактические задачи, но более того.
За последние годы подходы к поддержке авиастроения снова поменялись, и ярким примером стали события 2020 года, когда на фоне пандемии с подачи В. Путина были запущены новые проекты. Первый - старт новой программы поддержки лизинга, который должен был обеспечить выпуск за два года 59 самолётов SSJ 100. Второй - поддержка авиаперевозок, в том числе на межрегиональных линиях минуя Москву, где приоритет получили эксплуатанты новой отечественной авиатехники (тогда же президент попросил доложить о реализации проекта по созданию специальной авиакомпании на Дальнем Востоке). Третий - формирование заказа на авиатехнику в рамках госпрограмм. Можно вспомнить, что идею о консолидированном госзаказе на гражданские самолёты впервые озвучил второй президент ОАК Михаил Погосян, однако в прошлом году была поставлена чёткая задача: профинансировать поставку 66 вертолётов для санавиации.
Своё выступление по вопросам поддержки авиационной промышленности и авиаперевозок, состоявшееся 13 мая 2020 года, В. Путин начал со слов: "прежде чем мы начнём обсуждать вопросы, связанные с поддержкой авиаперевозок и авиастроительной отрасли, я хочу вот о чём сказать. Мы регулярно проводим отраслевые совещания, но важно, чтобы все мероприятия, которые мы задумываем, все мероприятия, которые мы планируем, вовремя и в полном объёме осуществлялись".
Прошло немногим больше года, и на совещании по вопросу реализации ключевых проектов гражданского авиастроения, состоявшемся в ходе МАКС-2021, В. Путин заявил: "нужно чётко определить перспективные планы производителей по выпуску авиационной техники минимум до 2030 года, а также их ответственность по своим обязательствам в части сроков поставки, цен, качества и уровня исправности такой техники. Эти планы должны быть обеспечены соответствующим финансированием из различных источников".
Можно констатировать, что поддержка авиапрома стала сложной многодисциплинарной задачей, в решении которой задействованы не только Минпромторг России и Минфин России, но и Минтранс, Минздрав и силовые ведомства, которые являются либо заказчиками авиатехники, либо формируют программы, предполагающие использование самолётов и вертолётов отечественного производства. А ещё проблематика обновления парка тесно увязана с интересами крупных компаний, как производителей, так и эксплуатантов, регионов или даже макрорегионов, таких как Дальний Восток.
Очевидно, что для координации этой работы и решения возникающих проблем, причём строго в заданных временных рамках и с прицелом на достижение цели, а не на формальное закрытие "контролек", нужно, во-первых, иметь достаточные возможности и полномочия, а, во-вторых, быть в курсе всех дел и видеть "подводные камни". Именно этими обстоятельствами можно объяснить активность главы правительства на авиационном направлении.
Постановка задачи
Озвученные В. Путиным на совещании 20 июля тезисы достаточно просты и последовательны: цель - загрузить заказами промышленность, что даст стимул для создания рабочих мест, модернизации производств. Чтобы обеспечить планомерную работу, нужно сформировать перспективные планы производителей минимум до 2030 года, а для этого нужна программа госзаказа на гражданские воздушные суда отечественного производства. Для того, чтобы обеспечить спрос со стороны авиакомпаний, нужно поддерживать продажи. Наконец, послепродажное обслуживание, гарантирующее высокую эксплуатационную надёжность и исправность парка, установленные сроки поставки двигателей и запасных частей - обязательное условие для достижения успеха на рынке.
Собственно, эту позицию на встречах с авиастроителями М. Мишустин и транслировал. "Президент недавно проводил совещание по авиастроительной отрасли, и у нас есть поручение на долгий горизонт планирования: сделать всё необходимое, чтобы совместить возможности наших производственных объединений, вообще производства всех видов самолётов с потребностями авиакомпаний, федеральных органов исполнительной власти, региональных, тех, кто нуждается в новом транспорте, - заявил он во время визита в Комсомольск-на-Амуре, где осуществляется сборка самолётов SSJ 100. - Горизонт нашего планирования по поручению Президента - 10 лет. Но для того, чтобы составить эту программу, сделать государственный заказ - это новый государственный гражданский заказ на отечественную продукцию самолётостроения с импортозамещением, с линейкой сервисного обслуживания, - для этого необходимо смотреть такие производства как ваше, смотреть заводы. Смотреть, что в стране происходит и по парку делать анализ, в том числе и нашей Дальневосточной компании".
Именно дальневосточное направление работ оказалось наиболее подготовленным. Вопрос о создании единой Дальневосточной авиакомпании был поставлен Президентом и в контексте решения задачи обеспечения транспортной доступности и мобильности, и в контексте задачи обеспечения сбыта отечественной авиатехники. Ещё накануне МАКС-2021 был сформирован план-график поставки новых самолётов, включавший лайнеры типа SSJ 100 и Ил-114-300, а также машины меньшей размерности L-410 и "Байкал". В ходе авиасалона эти планы были конкретизированы: в первый день работы выставки было подписано соглашение на поставку восьми SSJ 100 от Корпорации "Иркут" для Государственной транспортной лизинговой компании в интересах "Авроры", 22 июля - тройственное соглашение, закрепившее планы ПАО "Ил", ГТЛК и авиакомпании "Аврора" по поставкам 19 "Илов". Поставки "Суперджетов" намечены на 2022-2024 годы, поставки "Илов" стартуют в 2023 году.
По словам М. Мишустина, важно завершить работу по формированию финансовой модели авиаперевозчика, детальному определению условий финансирования поставки авиатехники и контрактации до конца текущего года. "Нам нужно сформировать государственный заказ, финансовую модель и точно понять, сколько заводы получат заказов, сколько авиакомпании получат самолётов", - конкретизировал он.
Вкратце о планах по финансированию авиапрома на МАКС рассказал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. По его словам, на авансирование строительства гражданских самолётов в ближайшие три года планируется направить более 200 млрд рублей, такие показатели заложены в подготовленный ведомством план, который обсуждается на правительственном уровне. "Объем - больше 200 миллиардов рублей на ближайшую трёхлетку, которые будут предоставлены из ФНБ на авансирование и начало строительства самолётов", - сказал Д. Мантуров. Он уточнил, что Минфин предложил предоставить лизинговым компаниям средства на поставки вертолётной и авиационной техники для российских заказчиков в пропорции 60% - средства из ФНБ и 40% - из внебюджетных источников.
Подготовка к рыночному старту МС-21 вышло на финишную прямую
Обсуждение проекта SSJ 100 в Жуковском и Комсомольске-на-Амуре касалось, преимущественно, обеспечения сбыта самолётов, хотя вкратце на МАКС-2021 упоминались вопросы создания грузовой версии самолёта, а также его русифицированной модификации SSJ-New, оснащённой комплектующими преимущественно отечественного производства. Также директор филиала "Региональные самолеты" корпорации "Иркут" Олег Гуляев рассказал о планах производства самолётов: 23 машины в 2021 году и 18 - в 2022 году. Состоятся поставки и 10 машин со вторичного рынка.
Применительно к проекту МС-21 внимание премьера было обращено, прежде всего, на подготовку производства. В своём выступлении на заводе он подробно остановился на решении проблемы с импортозамещением по композиционным материалам и на создании отечественного двигателя ПД-14. Показателен и диалог главы правительства с генеральным директором Иркутского авиационного завода - филиала ПАО "Корпорация "Иркут", заместителем генерального директора ПАО "Корпорация "Иркут" Александром Вепревым. Руководитель предприятия доложил, что премьеру была представлена программа выхода на темп выпуска 36 самолётов МС-21 в год. "Если говорить о задаче, в 2026 году нам необходимо выйти на 72 машины", - дополнил он, на что М. Мишустин незамедлительно отреагировал: "в 2025-м. Планы у Дениса Валентиновича [Мантурова] были - в 2025-м".
Действительно, планы выхода на требуемый темп сборки могут быть обеспечены к 2026 году, для чего необходимо реализовать масштабную программу модернизации производственных мощностей, предусматривающую расширение площадей механообрабатывающего производства, а также сборочного цеха. "Нужны инвестиции, нужна поддержка. Что касается всех смежников, в совокупности это порядка 80 млрд рублей", - оценил А. Вепрев. Комментарий М. Мишустина был оптимистичным: сейчас Минпромторг, Минфин и правительство "сбивают" модель на ближайшие 10 лет, определяет объём необходимых ресурсов для обеспечения производства и поставок. "Думаю, что мы пойдём на то, чтобы увеличить максимальное количество произведённых самолётов. Вы сказали об их количестве. Сейчас нужно будет посмотреть наши финансовые возможности. В ближайшее время примем решение. Мы это сделаем", - резюмировал глава правительства.
Во время визита М. Мишустина в Иркутск появились уточнения относительно ряда ключевых вех в программе МС-21-300. Так начальник агрегатно-сборочного производства по гражданской авиационной технике Иркутского авиационного завода Дмитрий Горохов заявил, что первый серийный самолёт МС-21-300 в ноябре 2021 года будет передан на лётные испытания и совершит первый полёт в декабре. Ближе к середине 2022 году состоится его поставка авиакомпании "Россия", а всего до конца 2022 года перевозчик получит четыре самолёта. В 2023 году предполагается выпустить девять серийных самолётов и в дальнейшем ежегодно удваивать объёмы производства, до достижения темпа сборки в 36 самолётов ежегодно. Затем, к 2026 году, должен быть решён вопрос о подготовке производства к ещё одному удвоению.
Напомним, что лизинговыми компаниями и одним авиаперевозчиком размещены твёрдые контракты на 175 самолётов МС-21. При этом как минимум до 2025 года поставки МС-21 запланированы только на внутренний рынок, сообщил на МАКС-2021 глава Минпромторга России Денис Мантуров. "После 2025 года - посмотрим. То же самое по МС-21. Переговоры всегда возможны, но поставки будут после 2025 года", - сказал он. Пока же, следуя установке, данной министром, контрактация "Суперджетов" осуществляется только на внутреннем рынке. Подписание соглашения на восемь SSJ 100 для Дальневосточной авиакомпании стало не единственным итогом МАКС-2021 для этого проекта: соглашения на 10 самолётов с "Азимутом", 15 самолётов с Red Wings и контракт на 25 машин с "Россией" также пополнили портфель заказов производителя....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Ноябрь 1, 2025
Cartier в обуви пассажира обнаружили домодедовские таможенники
Ноябрь 1, 2025
Работники Управления ФГУП "УВО Минтранса России" отмечены ведомственными наградами ко Дню народного единства
Ноябрь 1, 2025
Аэропорт Шереметьево объявил тендер на развертывание дополнительного комплекса противодействия БПЛА