Независимое военное обозрение
10 сентября 2021, 08:15
Последний шанс пилота
Два режима подогрева сиденья и отклоняемая спинка сиденья. Пилотам нового легкого тактического истребителя (ЛТС) Checkmate ("Шах и мат"), представленного на МАКС-2021, рекомендовано новое место работы пилота - катапультируемое кресло К-36Д5
Как все начиналось
Опыт покидания боевых самолетов перед Второй мировой войной показал, что на скоростях полета более 400 км/ч летчику очень трудно оставить борт истребителя или бомбардировщика и совершить прыжок с парашютом. На малых высотах купол парашюта не успевал наполниться воздухом, это тоже приводило к гибели пилота. Положение со спасением летного состава еще более обострилось с зарождением реактивной авиации. Поэтому ученые и инженеры в ряде стран стали проводить исследования и испытания принудительных средств покидания самолетов.
Особенно больших успехов в решении этого вопроса достигли в фашистской Германии. Еще в 1928 году в Кельне на одной из технических выставок было представлено сиденье летчика с парашютом, которое находилось на камерах со сжатым воздухом. В аварийной ситуации пилот мог вылететь из кабины вместе с этим сиденьем. Однако наиболее интенсивные работы по принудительному покиданию начались в Германии в 1939 году. Катапультные кресла (КК) стали применяться на немецких реактивных самолетах Ме-163, Ме-262, Не-162, Не-219, многие из которых участвовали в боевых действиях. Поэтому неудивительно, что к концу войны немцы провели около 60 катапультирований в воздухе.
Нe отставали от немецких конструкторов и их коллеги - англичане и американцы. Первое катапультирование в Англии с человеком произошло в июне 1946 года, в Америке - два месяца cпустя.
Испытания катапульт проходили непросто. Один из американских журналов по авиационной медицине опубликовал в 1957 году шокирующую статистику, характеризующую более 750 катапультирований в США: 42% из них произошло без травм, 21% - с небольшими травмами, 14% - с тяжелыми травмами, 23% - со смертельным исходом.
А в это время в ссср
В нашей стране такие работы развернулись прежде всего в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) и Институте авиационной медицины. Теоретическое обоснование систем катапультирования взяли на себя молодые в то время ученые ЛИИ А. Чесалов и М. Строев, опубликовавшие в 1946 году результаты проведенных работ в журнале "Техника воздушного флота".
Одним из первых создателей отечественного катапультнoго кресла стал С. Люшин. Первым с земли катапультировался В. Стасевич, а первое катапультирование в воздухе с бомбардировщика Пе-2 совершил в июне 1947 года Г. Кондрашов.
Четыре года спустя мастер спорта В. Кочетков покинул самолет с помощью катапульты на скорости, близкой к скорости звука. Среди тех, кто осваивал катапультирование, были парашютисты-испытатели Герои Советского Союза В. Романюк, П. Долгов, О. Хомутов.
В результате напряженного труда инженеров, конструкторов и испытателей в СССР были решены основные проблемы безопасности катапультирования пилотов и уже первые отечественные истребители МиГ-9 и Як-15 оснащались катапультными креслами. Впервые в реальной аварийной ситуации катапультным креслом воспользовался военный летчик майор Зотов и остался жив, несмотря на то что первые катапульты представляли собой простейшие конструкции с несовершенными характеристиками и ограниченной скоростью применения, решавшие прежде всего задачи принудительного отделения летчика от самолета.
Поэтому для совершенствования испытаний катапультных кресел стали создаваться в СССР специальные стенды с разгонными тележками, снабженными стреляющими механизмами и ракетными двигателями, системой торможения, автоматикой управления, системой физиологического контроля. Для этих же целей оборудовались летающие лаборатории (ЛЛ) на базе самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-28.
Наиболее интенсивные работы по спасению летчиков в СССР были сосредоточены на основанном в 1952 году по прямому указанию Сталина заводе (а позже Научно-производственном предприятии (НПП) "Звезда", расположенном в подмосковном Томилино). Главным конструктором завода был назначен Семен Алексеев, а с 1964 года предприятие возглавил Гай Северин, которому 24 июля этого года исполнилось бы 95 лет.
Создание первых всережимных кресел КМ-1, КС-4 и КТ-1, разработку которых выполнили ОКБ им А. Микояна, П. Сухого и А. Туполева при большом участии ЛИИ представляло собой качественный скачок в развитии аварийных средств покидания в СССР. Эти кресла, внедренные в серийное производство и установленные на самолеты в 1964-1965 годах, впервые обеспечили в отечественной практике спасение летчиков при аварии во всем диапазоне высот и скоростей полета летательных аппаратов того времени, включая взлет и посадку.
Следующим этапом в развитии отечественных средств покидания явилось создание в начале 1970-х годов катапультного кресла К-36, обеспечившего наряду с расширением допустимых режимов применения также широкую унификацию производства и эксплуатацию кресел и повышения при этом основ его надежности.
Уникальное, всережимное, всепогодное
Основным и любимым детищем Северина, как он вспоминал, было его катапультное кресло К-36. Гай Ильич задумал его, будучи еще начальником лаборатории в ЛИИ.
Когда прошли все наземные и летные испытания кресла с манекеном, начались летные испытания с летчиком В. Даниловичем в Феодосии. Все прошло успешно, он катапультировался, радиопереговоры вел. Но его отнесло ветром на воду, он приводнился. Пока морячки заводили катер, испытатель захлебнулся и утонул.
Военные заявили, что утонул Данилович, потому что кресло его погубило. Тогда не было достаточно хорошей аппаратуры, чтобы оценить состояние. Его обследовали после катастрофы: позвоночник был сломан. И был вынесен вердикт: кресло его убило, и все. А с вертолета видели, что он сел живой и здоровый. Но военные поставили на этом крест.
Однако Гай Ильич после этой трагедии добился эксгумации трупа Даниловича, что было тяжело для всех. Провели повторную экспертизу и выяснили, что эти травмы у него были за много лет до катапультирования. Он их скрывал, чтобы не отчислили с испытательной работы.
Назначили повторные испытания. Кресло испытал Олег Хомутов, получивший впоследствии звание Героя Советского Союза. Все прошло без сучка без задоринки.
И Гай Ильич начал обращаться в разные КБ, чтобы поставить это кресло на боевые машины. А у каждой фирмы свой катапультный отдел. Но первым на этот шаг согласился Павел Осипович Сухой. На Су-24 он поставил два кресла, с этого фронтового истребителя-бомбардировщика кресло пошло везде.
Потом были Микоян, Яковлев. Туполев использовал К-36 вплоть до стратегического ракетоносца Ту-160 (четыре катапультных кресла). И даже был случай, когда они спасли весь экипаж. А всего на этих креслах спаслось больше 400 летчиков. Сейчас уже делается пятое поколение катапультных кресел. Оно стало умным и автоматическим.
Спасти и сохранить
Об уникальности этого кресла говорят наиболее известные случаи спасения летчиков:
- 8 июня 1989 года на международном авиасалоне в Ле-Бурже во время демонстрации высшего пилотажа МиГ-29 летчика-испытателя Анатолия Квочура завалился на бок и начал падать. На высоте 80 м при движении самолета под углом 90 градусов к земле было произведено катапультирование. Этот случай стал хорошей рекламой советских средств спасения военных летчиков, в частности катапультного кресла К-36ДМ.
- 24 июля 1993 года на авиабазе "Фэйфорд" (Великобритания) во время выполнения в паре фигуры "мертвая петля" на параде, посвященном 75-летию Королевских ВВС, в воздухе столкнулись два истребителя МиГ-29 Сергея Тресвятского и Александра Бесчастнова. Пилотам удалось катапультироваться из разваливавшихся в воздухе машин.
- 12 июня 1999 года на международном авиасалоне в Ле-Бурже во время тренировки комплекса фигур высшего пилотажа истребитель Су-30МКИ задел землю хвостовой частью и воспламенился. На высоте около 50 м оба летчика - командир экипажа Вячеслав Аверьянов и штурман Владимир Шендрик - успешно катапультировались.
- 27 июля 2002 года на авиабазе Скнилов в ходе авиашоу в честь 60-летия 14-го авиационного корпуса (бывшей 14-й воздушной армии СССР) потерпел катастрофу истребитель Су-27 украинских ВВС. Самолет под управлением пилотов Владимира Топонаря и Юрия Егорова выполнял фигуру высшего пилотажа "косая петля с поворотом". Пилотам не хватило высоты, чтобы вывести самолет из снижения. Катапультирование было произведено после того, как самолет первый раз ударился о землю и зацепился за демонстрировавшийся на летном поле Су-17. Оба пилота выжили.
На креслах сейчас стоит вычислитель, который получает каждые сотые доли секунды информацию о скорости, об угловом положении самолета. И даже если летчик катапультируется из самолета в перевернутом состоянии, вниз, автоматика принимает решение включить двигатели бокового разворота. То есть кресло выводится вверх.
Кресло К-36 (поколение три с половиной) ставится на Су-35 и последних МиГах, на суперистребителе Су-57. Для него расширился антропометрический ряд изделия, уменьшилась его масса. У порохов, которые используются в катапультной системе, стал шире диапазон температурного применения. То есть кресло адаптируется и под климат других стран.
Возможно, модификация этого кресла будет установлена на Checkmate - российском легком однодвигательном истребителе пятого поколения, разработанном по программе ЛТС ("Легкий тактический самолет") и впервые представленном на "МАКС-2021".
Сейчас уже есть кресла пятого поколения. За эти 30 с лишним лет со дня создания К-36 оно претерпело массу доработок и пока признано лучшим креслом в мире....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции