АК&М
31 декабря 2003, 17:33
Итоги года: Московские аэропорты готовятся к войне за пассажиров
Шереметьево на распутье
Основным поставщиком новостей в прошедешем году традиционно стал крупнейший российский аэропорт - Шереметьево. К сожалению, положительных новостей было не так много. Эпопея с реконструкцией терминалов "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2", а также со строительством нового терминала "Шереметьево-3" продолжалась целый год, однако ясного ответа на вопрос о том, как будет развиваться Шереметьево, до сих пор нет.
"Главные воздушные ворота страны" встретили 2003 год полнейшей неясностью с дальнейшими планами - во второй половине 2002 года был уволен гендиректор аэропорта Сергей Беляев, команда которого разрабатывала проект реконструкции "Шереметьево", а и.о. гендиректора уже в который раз был назначен Евгений Бахтеев.
Об очередной попытке модернизировать аэропорт заговорили в апреле, когда появилась информация о том, что "Шереметьево" заинтересовался глава "Альфа-Групп" Михаил Фридман. "Альфа" предложила передать ей в управление "Шереметьево", для чего создала 100%-ную "дочку" "Альфа-Шереметьево" с уставным капиталом 60 млн. руб.
Однако, как оказалось, поуправлять "воздушными воротами страны" хотят и другие - например, Александр Лебедев, контролирующий Национальный резервный банк, и Владимир Евтушенков, владеющий АФК "Система". Интерес к строительству нового терминала "Шереметьево" проявил и "Аэрофлот". В итоге правительство в июне приняло решение о проведении тендера на управление аэропортом.
Подготовка условий тендера сопровождалось целым рядом скандальных заявлений НРБ. На первоначальное заявление "Альфы" о желании получить "Шереметьево" А.Лебедев отреагировал предложением не передавать управление аэропортом в частные руки, а вместо этого объединить "Шереметьево" и "Аэрофлот", в котором НРБ владеет блокпакетом акций. Инвестором реконструкции в этом случае должен был стать консорциум банков во главе с НРБ. Однако госорганы не пошли на такой шаг, предпочтя объявить о подготовке условий конкурса. Однако НРБ на этом не успокоился, сначала попросив правительство о переносе тендера на весну 2004 года, а затем и вовсе о его отмене, пригрозив привлечь независимых консультантов для анализа последствий передачи аэропорта в управление частным компаниям.
Сам конкурс был объявлен спустя полгода после начала разработки его условий - в середине ноября. Однако несмотря на столь долгий срок разработки документации, в ней осталось несколько курьезных требований к претендентам. Так, аудитором управляющей компании должен был быть кто-либо из "большой четверки", в которую чиновники наряду с Ernst & Young, KPMG и Price WaterhouseCoopers почему-то включили юридическую фирму Baker McKenzie. Однако позже эту промашку исправили, вернув законное место в "большой четверке" аудиторской компании Deloitte & Touche.
В соответствии с другими требованиями к претендентам размер уставного капитала участника конкурса должен составлять на момент подачи заявки не менее 55 млн. руб. Сумма активов претендента должна быть не менее 60 млрд. руб. Кроме того, к участию в конкурсе не допускаются компании, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству.
На сегодняшний день известно, что пока заявки на участие в конкурсе подали "Альфа-Шереметьево", Национальный резервный банк и "Аэрофлот". Последний, однако, не имеет права на участие в тендере, так как его контрольный пакет принадлежит государству. Кроме того, в конкурсе хотят участвовать ЗАО "Интерком Холдинг" и ООО "Балтстрах-М". Если первые три претендента представляют свои собственные интересы, то по поводу последних двух компаний лишь удалось выяснить, что Балтстрах-М предоставляет услуги страхового брокера, а Интерком Холдинг - это трейдер, занимающийся поставками труб нефтяного и газового сортамента, металлопродукции, нефтепродуктов, угля и нефтегазопромыслового оборудования.
Итоги этого конкурса должны были быть подведены под самый Новый год - на заседании Совета директоров аэропорта 29 декабря. Однако в начале декабря стало известно, что итоги конкурса будут подведены уже в следующем, 2004 году.
Неясность с перспективами развития крупнейшего аэропорта страны негативно влияет на текущую деятельность "Шереметьево", ограничивая прирост пассажиропотока. В этом году "главными воздушными воротами страны" воспользуются 11.3 млн. человек, что всего на полмиллиона больше, чем в 2002 году. На следующий год объем перевозок через "Шереметьево" также не превысит 12 млн. Кроме того, "Шереметьево" покинули несколько авиакомпаний. К главному конкуренту - "Домодедово" - перешли, в частности, British Airways и Vietnam Airlines.
Активное "Домодедово"
Пока "Шереметьево" разбирается с планами на будущее, аэропорт "Домодедово", управляемый группой "Ист Лайн", лихорадочно расширяется. Если в 2002 году через "Домодедово" прошло 6.7 млн. пассажиров, то в этом году этот показатель возрастет до 9.45 млн. человек.
Перевозку через этот аэропорт увеличили практически все крупные авиакомпании, базирующиеся там - "Сибирь", "Красэйр", "Трансаэро" и другие. Кроме того, крупными приобретениями стали и авиакомпании, перешедшие из других аэропортов - British Airways, Vietnam Airlines и Egypt Air из Шереметьево, Air Moldova и Airzena из Внуково. Еще две компании начали полеты в Россию из "Домодедово" - это лоу-кост перевозчик Germania Express и арабская компания Emirates.
В следующем году "Домодедово" планирует обогнать "Шереметьево" по пассажиропотоку, обслужив более 12 млн. человек. Уже сейчас известно, что в 2004 году в аэропорт придут Estonian Air и SN Brussels Airlines.
Для поддержания таких темпов увеличения пассажиропотока "Ист Лайну" даже пришлось прибегнуть к внешним заимствованиям, что не свойственно для "Ист Лайна", предпочитающего строить на собственные деньги. В середине года компания разместила рублевые облигации на 1 млрд. В связи с закрытостью компании деньги были привлечены дороже, чем в среднем по рынку на тот момент.
Однако, судя по всему, компания извлекла урок из первого выхода на рынок и теперь, готовясь разместить евробонды в Лондоне на $200-220 млн. в первом полугодии 2004 года, заказала проведение международного аудита группы "Ист Лайн" компании Deloitte & Touche.
Внуково для Лужкова
Крупные изменения произошли и в третьем, самом маленьком аэропорту московского авиаузла - "Внуково", пассажиропоток которого составляет около 3 млн. человек ежегодно.
Еще в прошлом году мэрия Москвы предложила передать ей контрольный пакет акций аэропорта в счет платежей за исполнение функций столицы. Первые сведения о том, что правительство готово передать 60.88% акций "Внуково" Москве, появились в конце мая этого года, однако указ Президента РФ по этому поводу был подписан только в середине ноября. Вместе с этими акциями Москва приняла на себя обязательства профинансировать реконструкцию правительственного терминала "Внуково-2".
Мэр Москвы уже заявил, что нужно сделать "Внуково" "главными воздушными воротами страны". Пока готового плана реконструкции аэропорта нет, но уже сейчас московские чиновники говорят о том, что к "Внуково" будет подведена ветка легкого метро, реконструированы Киевское и Боровское шоссе. Также планируется построить новый терминал и гостиницу....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК&М». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции