Fedpress.ru
15 сентября 2021, 09:59
Древние "кукурузники" и огромные лайнеры: на каких самолетах летают дальневосточники
В этом году Россию накрыло целой волной авиакатастроф. Только за последние три месяца в стране произошло три крупных инцидента с гражданскими бортами
Советское наследие
Ан-24
Советская машина - последний Ан-24 выпустили в 1979 году. Эти машины, практически выработавшие ресурс, используются на Чукотке и в Якутии. Как утверждают специалисты, безопасно летать на этих самолетах можно аж до 2030-х годов. Само собой, при должном обслуживании - поэтому цифра отчасти лукавая. Число происшествий и катастроф, случившихся с Ан-24, только растет.
В течение последних десяти лет инциденты происходили с полутора десятками бортов. В России большая часть ЧП пришлась на Сибирь. В 2011 году самолет сибирской компании "Ангара" загорелся в воздухе. Он совершил вынужденную посадку в Обь. Погибли семь пассажиров. В 2019 году у Ан-24 той же компании отказал один двигатель. Самолет после аварийной посадки выехал за пределы полосы, столкнулся с очистным сооружением и загорелся. Погибли два человека.
Ан-26
Именно такой самолет потерпел крушение на Камчатке этим летом. Ан-26 - бывший военный транспортник, переделанный в гражданский самолет. Его закончили производить в 1986 году, и он до сих пор активно используется - правда, в основном, в России, СНГ и разных странах третьего мира. С этим, вероятно, связана повышенная аварийность: в каком-нибудь Мозамбике или Судане имеются проблемы и с обслуживанием, и с опытными пилотами. Только за последние пять лет в мире разбились или повредились почти три десятка Ан-26.
Большая часть всех происшествий с Ан-26 на Дальнем Востоке приходится на Камчатку. Трагедия близ Паланы в этом году была не первой в регионе. Еще в 1995 году Ан-26 разбился близ поселка Оссоры. Тогда в результате столкновения с сопкой погибли 9 из 10 человек на борту.
Ан-2
Настоящий динозавр, "кукурузник" Ан-2 используется в авиации почти 75 лет. Понятное дело, что технологичность и безопасность самолета оставляют желать лучшего. В России каждый год происходит три-пять инцидентов с участием Ан-2. В том числе на Дальнем Востоке: здесь на них летают во многих регионах, включая Бурятию, Забайкалье и Колыму. Только в прошлом году в аварию здесь угодили два "кукурузника". Один разбился в Магадане при взлете (никто не пострадал). Другой рухнул в бурятской тайге - место крушения обнаружили только в этом году.
Ми-8
Один из самых массовых вертолетов в мире, Ми-8 активно используется и в гражданской авиации. Особенно часто их используют дальневосточные операторы - прежде всего, для перелетов в труднодоступные районы. Ничего удивительного, что инцидентов с этими машинами за последние годы случилось много. Самый последний произошел на Камчатке в августе, когда Ми-8 с туристами рухнул в Курильское озеро. Одна из наиболее громких трагедий произошла в 2003 году, тоже на Камчатке. Тогда в результате крушения погиб губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, а также полтора десятка островных чиновников.
Учитывая, что Ми-8 производится до сих пор, многие авиакомпании используют относительно новые и надежные вертолеты. Однако так случается не всегда. Например, Ми-8, рухнувший в Хабаровске в 2018 году, эксплуатировался без малого 30 лет.
В прошлом году на Чукотке разбился еще один Ми-8 - правда, на этот раз военный. Причиной стала техническая неисправность.
Мал, да удал
Bombardier DHC 8
"Рабочая лошадка" внутренних авиалиний в Приморье. Сахалинская "Аврора" использует эти небольшие самолеты на рейсах между городами и поселками края. Еще несколько машин эксплуатирует авиакомпания "Якутия". DHC 8 производится с 1983 года и считается довольно надежной машиной. За все время потеряно всего 33 самолета из более чем 1250.
Большинство аварий "Бомбардира", в которых пострадали люди, произошли по вине пилотов. Эти инциденты в основном происходили в азиатских и тихоокеанских странах - Папуа - Новой Гвинее, Таиланде, Непале. В России "Бомбардиры" пока не падали: все-таки летная школа у нас хорошая.
DHC-6 Twin Otter
Еще один небольшой пассажирский самолет для внутренних перевозок. Модель весьма старая - первый полет "Твин Оттер" сделал еще в 1965 году. Сейчас самолеты производит канадская компания Viking Air. На Дальнем Востоке их используют "Чукотавиа" и "Якутия". Надежность у них не самая великая: из 967 самолетов потеряна почти треть. Впрочем, стоит учитывать, что часть потерь - военная: "Оттеры" активно эксплуатировали в ВВС разных стран. В России катастроф с этими самолетами не случалось. Самым примечательным инцидентом стало происшествие на Чукотке в 2014 году. Тогда легкий DHC-6 попросту сдуло ветром с взлетной полосы.
Let L-410 Turbolet
Самолет именно этого типа разбился несколько дней назад в Иркутской области. За этот год это уже вторая авария с чешским "Турболетом" - в июне L-410 разбился в Кемеровской области. Речь идет, скорее, об исключении - до этих трагических случаев последняя серьезная авария с самолетом L-410 в РФ произошла в 2012 году. Куда чаще Let L-410 падают в Африке и Латинской Америке. Причины высокой аварийности в этих странах очевидны. Яркий пример: в 2010 году такой самолет рухнул в Конго из-за того, что один пассажир пытался провезти в сумке крокодила. Рептилия сбежала и начала бегать по салону, началась паника, самолет перевернулся в воздухе и упал.
Хозяева неба
Airbus A319
Эти лайнеры весьма активно используются многими российскими авиакомпаниями. А319 составляют основу парка авиакомпании "Аврора" - ей принадлежит 9 таких машин. Модель относительно новая: первый полет самолет совершил в 1995 году. Поэтому и катастроф с ним почти не было: на 2019 год было потеряно всего семь бортов. Погибших не было ни в одном случае. Иницденты были не самыми значительными: один самолет повредили во время передвижения пустого лайнера по аэродрому, другой - при неправильной посадке и так далее.
Sukhoi Superjet 100
Один из самых неудачных образцов отечественного авиастроения. "Суперджет", несмотря на то, что собирается в Хабаровском крае, дальневосточными компаниями используется слабо. Из местных перевозчиков их используют только в Якутии. Самолет технически несовершенен, обслуживать его весьма дорого. Большая часть SSJ-100 авиакомпании "Якутия", к примеру, значительное время проводит в ремонте.
Происшествий с "Суперджетом" было немного, но почти все они - резонансные. Так, в 2019 году в Шереметьеве SSJ-100 совершил аварийную посадку и загорелся. В результате трагедии погиб 41 человек. На Дальнем Востоке инцидент с данным типом самолета был всего один, в Якутске. В 2018 году самолет выкатился за пределы взлетной полосы. Тогда обошлось без жертв.
Boeing 737
Несмотря на то, что производить "Боинги 737" начали еще в конце шестидесятых, они до сих пор производятся и эксплуатируются. Эти лайнеры- пожалуй, наиболее комфортабельные самолеты, доступные дальневосточникам. По совместительству - одни из наиболее надежных. Крупные аварии с ними для России редкость, на Дальнем Востоке такого вообще не происходило....
Авторские права на данный материал принадлежат «Fedpress.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2025
Аэрофлот запустил бесплатный онлайн-сервис по оформлению справок для пассажиров
Декабрь 16, 2025
Самой популярной авиакомпанией на международных направлениях для россиян стала Turkish Airlines
Декабрь 16, 2025
Геоскан разработал универсальный модуль навигации для образовательной робототехники
Декабрь 16, 2025
Аварийную посадку совершил самолет в аэропорту Хабаровск