Эксперт
16 сентября 2021, 08:44
Новый виток: США работают над истребителем шестого поколения
Потратив почти полтораста миллиардов долларов на разработку и запуск в серию истребителей пятого поколения и не получив запланированного результата, американцы сделали ставку на шестое
Одной из важнейших тем в модернизации вооруженных сил США является сегодня программа NGAD - разработка истребителя нового поколения, которое, при всей условности самой системы "поколений истребителей", однозначно будет названо в масс-медиа шестым. При этом, несмотря на масштабы финансирования, важность и достаточно близкие (по плану) сроки реализации, известно о ней отечественному читателю крайне мало. Более того: само существование программы проходит мимо внимания многих, даже самых заинтересованных любителей авиации и военной техники.
Постараемся проанализировать без излишних спекуляций то, что известно на сегодня о причинах разработки нового американского истребителя, который должен встать в строй уже всего через десятилетие.
Все хорошо, прекрасные маркизы?
Сегодняшнее состояние боевой авиации США представляет собой довольно противоречивую картину. С одной стороны, это огромная армада, намного превосходящая численно всех потенциальных противников. Так, по оценкам издания FlightGlobal, в вооруженных силах США числится 13 232 самолета и вертолета всех типов - это не только больше, чем у кого-либо другого, но и примерно равно сумме шести следующих мест в первой десятке самых авиационно-укомплектованных стран.
Однако, это достаточно лукавая цифра, не обеспечивающая полного спокойствия американскому военно-политическому руководству. Во многом она определяется огромным количеством вертолетов (что, разумеется, тоже важно и полезно, но лежит за пределами сегодняшней темы), а вот по боевым самолетам Россия и Китай в сумме уже имеют численное превосходство.
Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что американская мощь "размазана" почти по всему земному шару. Обеспечивает это глобальное присутствие огромный парк самолетов-заправщиков (625 или ¾ от всех, имеющихся в мире), конечно, вносящий свою лепту в общий размер военно-воздушных сил и их мобильность, но не всегда способный помочь в бою. В результате получается, что локально - например, в западно-тихоокеанском регионе - в сравнении с Китаем американцы окажутся, скорее, в меньшинстве. Отчасти ситуацию для Штатов улучшают союзники, но полностью положиться на них нельзя.
Впрочем, при провозглашении самими США эпохи "противостояния великих держав" (Great-Power Competition, обязательное сегодня для любого американского доктринального документа) куда более чувствительным оказалось не отсутствие количественного превосходства, а ненадежность качественного.
В начале 2020-х годов основным истребителем ВВС США остается "рабочая лошадка" F-16, последний из которых получен в 2005 году, а большинство было выпущено и вовсе в 1990-х. Программы модернизации ведутся, но ограничено, и американские F-16 уступают по боевым возможностям тем, что поставлялись на экспорт последние десять лет.
На флоте парк боевой авиации практически унифицирован: за всех (даже за заправщиков) трудится такая же верная "рабочая лошадка" F/A-18E/F - достойный представитель поколения 4+, но никак не превосходящий на голову потенциальных противников - Су-35 или J-16. А между тем именно качественного превосходства - на уровень, на поколение - требуют американские военные. Между тем, национальный военно-исторический миф твердит, что Америка всегда (по крайней мере после Второй мировой) давала своим - конечно же, лучшим в мире - летчикам технику, превосходящую аналоги противников. В мифе иначе быть не может. Но реальную текущую ситуацию это делает совершенно неприемлемой.
С летчиками, кстати, ситуация тоже противоречивая. С одной стороны, американская авиация уже тридцать лет практически непрерывно участвует в боевых операциях - например, в 1991-2003 годах над Ираком было ежедневное так называемое патрулирование бесполетных зон, во время которого были выполнены сотни тысяч полетов и сотни ударов по наземным целям. Однако все это были конфликты низкой интенсивности, в которых авиация действовала в лучшем случае против примитивной и малочисленной наземной ПВО. Последний полноценный бой с полноценным и технически хотя бы близким противником американцам дали иракцы как раз тридцать лет назад.
Разумеется, у российских и тем более китайских летчиков за тот же период времени не было такого опыта. Но, с другой стороны, в боевой подготовке они могли позволить себе концентрироваться на борьбе с серьезным противником, а не изнурять личный состав многомесячными командировками с рутинным забрасыванием очередных врагов свободного мира корректируемыми авиабомбами.
Американским авиаконструкторам дышат в спину
Конечно, ситуация у американцев далеко не беспросветная: они первыми приняли на вооружение истребитель пятого поколения F-22A Raptor, заточенный, что сейчас особенно полезно, именно на борьбу за господство в воздухе. Достигший начальной боевой готовности в конце 2005 года, истребитель однозначно опередил свое время, и ни у кого в мире в строевых частях нет сегодня в значимых количествах равного ему противника. Ирония судьбы, однако, в том, что именно время создания стало для программы губительным: в 1990-2000-х годах, когда казалось, что "Холодная война" навсегда канула в Лету, было чрезвычайно трудно выбить у налогоплательщиков деньги на такой хай-тек, и последний F-22 покинул цех в конце 2011 года. В строю сегодня числятся 178 Raptor’ов, из которых некоторая, раннего выпуска, - в полу-учебных частях. Конечно, для России было бы прекрасно иметь под двести Су-57, но для США это мизерная доля от истребительной авиации.
Ситуацию должен был исправить F-35, создававшийся уже с учетом нового времени. Одно название программы - "Единый ударный истребитель" - буквально вопиет об ориентации на ударные задачи, экономической эффективности и унификации. В одних только США он принят на вооружение ВВС, ВМС (как палубник) и КМП (как самолет укороченного взлета). Однако его создание серьезно затянулось, и это вынудит американцев еще долго использовать старые платформы, которые должен был сменить Lightning II. Кроме того, F-35 хотя и вышел относительно недорогим по западным меркам - например, европейские истребители Rafale и Typhoon дороже, - но совсем не таким дешевым как хотелось бы, особенно по стоимости жизненного цикла. И несмотря на то, что F-35 всех модификаций и для всех покупателей выпущено уже около семи сотен (только в ВВС США уже сдано почти триста), значительная часть этого парка без будущей модернизации годится для боевых задач ограниченно, и, в первую очередь, предназначена для обучения. Наконец, из F-35 никогда не выйдет хорошего истребителя завоевания господства в воздухе - просто потому, что он делался не для этого, а как новая ударная "рабочая лошадка", причем с учетом опыта в первую очередь локальных конфликтов.
Но дело-то в том, что этот опыт уже не совсем актуален. США крайне обеспокоены качественным и количественным ростом новопровозглашенных противников. Китай уже запустил свой истребитель пятого поколения J-20 в полноценную серию, сдал ВВС НОАК несколько десятков и теперь испытывает еще одну, уже другую, машину. В России начинается полноценный серийный выпуск Су-57 и ведется разработка легкого Checkmate, который потенциально может стать массовым. Становым хребтом ВВС обеих стран являются модернизированные истребители 4 поколения семейства Су-27, перед которыми основные американские машины, по меньшей мере, не имеют зримого преимущества, а то и уступают. То есть, ситуацию им надо выправлять, и срочно.
А вот со срочностью как раз сложнее всего. Сроки разработки новых систем вооружения - в том числе истребителей, являющихся в этом плане одним из наиболее ярких примеров, - постоянно увеличиваются. Агентство перспективных разработок Пентагона DARPA провело в 2018 году исследование, в котором пришло к выводу, что сроки создания боевого самолета линейно растут с рубежа 1960-70-х годов. Если программа будущего F-15 Eagle официально стартовала в 1968 году, и уже в 1974 начались его поставки в ВВС, то требования к будущему F-22 Raptor были направлены промышленности в 1985 году, а первые серийные истребители начали поступать только в 2003-м. У F-35 ситуация еще хуже. Нетрудно понять, что такими темпами получить новый истребитель можно очень нескоро.
Их ответ "Шах-и-мату"
И выход найден. Или его, по крайней мере, пытаются найти в новом "цифровом проектировании" (digital design/engineering) - в том, чем сейчас бредят весь "закупочный" отдел Пентагона и особенно его авиационная часть. Детали не раскрываются, но если продраться сквозь лозунги и декларации, часто слепленные из слов-паразитов, то речь идет о максимальной цифровизации процесса и изменении подхода к разработке систем вооружения за счет массированного заимствования принципов работы у коммерческого сектора. В частности, из IT-сферы и автомобилестроения. Последняя отрасль, к слову, приводилась в вышеупомянутом отчете DAPRA как раз как пример сокращения времени на разработку.
По новым стандартам, например, создается стратегический бомбардировщик B-21 Raider, который должен быть показан публике и начать полеты в следующем году. Американские военные на словах хвалят темпы его разработки, хотя крайне оптимистичный срок постановки нового "стратега" на вооружение (2026-27 годы) выдержать удастся едва ли.
Отличает сделанные "по-новому" самолеты и то, что их будущая модернизация (например, внедрение новых систем вооружения) станет более простой - за счет того, что зачастую будет ограничиваться обновлением программного обеспечения, а не "железа". Вероятно также, что сроки начала поставок планируют снизить за счет сдачи машин в упрощенном облике (тут, правда, неплохо бы вспомнить, что с F-35 поступили так же, получив в итоге болезненную по стоимости проблему доводки ранних машин).
Наиболее радикально настроенные эксперты даже начали мечтать о возвращении к временам "вековой серии" (Century Series, условное объединение истребителей 1950-60-х годов, F-100/101/102/104/105/106), когда передовые машины создавались очень быстро и почти одновременно. Говорится, в частности, о том, что вместо долгой разработки истребителя, рассчитанного на закупки в масштабах нескольких тысяч единиц (а значит, неизбежно устаревающего в процессе производства этого количества), прекрасно было бы быстро разрабатывать машины под меняющиеся условия, выпускать их несколькими сотнями и переходить ко следующей.
В широком смысле NGAD, судя по всему, представляет из себя именно создаваемую "по-новому" совокупность систем и подпрограмм, связанных общей темой создания нового средства завоевания господства в воздухе. Краткий справочный отчет для Конгресса США (один из немногих официальных документов по программе), говорит о том, что ВВС в рамках NGAD изучает сейчас применение в истребителях нового поколения новейших технологий по пяти направлениям, из которых официально сообщено только о новых двигателях (возможно, вкупе с энергообеспечением). Уверенно можно занести в этот список еще как минимум сетецентрические технологии, искусственный интеллект, кибероружие и оружие направленной энергии.
Столь же уверенно можно сказать, что американский истребитель шестого поколения должен будет действовать совместно с продвинутыми БПЛА-ведомыми, которые станут выполнять роль как удаленных сенсоров, так и платформ для вооружения. Истребитель, пилотируемый летчиком, станет в этом случае выполнять роль командной машины, управляющей легкими дронами (включая запускаемые в воздухе) и беспилотными версиями полноразмерных истребителей. Самостоятельно вступать в бой ему придется только в случае крайней необходимости или при возможности минимизации риска. Об этом можно говорить в контексте уже идущих испытаний ранних прототипов БПЛА-ведомых, работающих программ создания дронов, запускаемых с воздуха и вооруженных ракетами "воздух-воздух", а также и по более открытому облику европейских программ перспективных истребителей.
Программы разработки беспилотных ведомых идут и в России. И можно рискнуть спрогнозировать, что создание эффективной связки пилотируемых и беспилотных платформ станет крупнейшим прорывом в сфере борьбы за господство в воздухе со времени создания нормально работающих управляемых ракет.
Су-57 и "Охотник" - против
Но сколько бы мы ни обсуждали старт работы над "шестым поколением", надо признать: пока о "командирской" машине комплексной системы NGAD известно крайне мало - не существует даже нормальных концепт-артов. Разумеется, читатели могут найти в интернет-поисковике множество картинок, которые использовались для иллюстрации статей, но они взяты из более ранних и давно закрытых программ разработки перспективных истребителей (к примеру, за футуристичность очень любят картинки бесхвосток F/A-XX).
Единственный "официальный" концепт-арт NGAD был опубликован в отчете по плану закупок ВВС США на 2019-2020 годы. На нем изображено ромбовидное летающее крыло, которое, судя по остальному наполнению документа, взято авторами откуда-то случайным образом. Достаточно уверенно можно говорить только о том, что самолет будет двухдвигательным, с широким внедрением средств снижения заметности. Он будет крупногабаритным, поскольку машине понадобится топливо для мощных двигателей и крупные отсеки вооружения для дронов и гиперзвуковых ракет. Известно также, что самолет разрабатывается не только для ВВС США, но и для ВМС, как палубный, однако пока не ясно, будет ли речь идти о модификациях одной платформы или о разработке двух близких, использующих общие технологии.
К созданию новой машины, возможно, подключится традиционный партнер - Великобритания, которая, похоже, сейчас стоит на перепутье: объединяться в этой сфере с США, или с Францией и Германией, ведущими свою программу авиационной системы нового поколения FCAS (также состоящую из истребителя и бпла-ведомых). Собственную программу, также ведущуюся под индексом FCAS и включающую истребитель Tempest, британцам, даже с помощью Италии и Швеции, очевидно не вытянуть.
Что же касается задач, то по своему назначению NGAD будет ориентирован в первую очередь на завоевание господства в воздухе, поскольку это наиболее насущная проблема для США. Указывают на это и планы внедрения - уже в начале 2030-х годов новая машина должна начать заменять именно F-22A. Нельзя не заметить, что в этом случае один из самых распиаренных за всю историю истребителей ожидает удивительно короткая карьера: по срокам планы и так крайне амбициозны, но генералы ВВС США еще в конце прошлого года похвастались, что у них по программе NGAD летает некий прототип, который "ставит рекорды". Суммирование и тщательное чтение заявлений, впрочем, приводит к выводу, что речь идет, вероятно, о демонстраторе технологий по какому-либо из направлений (например, по двигателям командной машины или БПЛА), а рекорды заключались в скорости его создания.
Для полноценного же прототипа пока прошло слишком мало времени. Не выбраны даже финалисты от промышленности и на финансирование работ не выделено достаточных средств. Хотя следует отметить, что средства - надо сказать, немалые - идут уже сейчас: на текущий финансовый год выделено около $1 млрд, а на следующий запрошено около $1,5 млрд. Для выделения этих денег военные даже усиленно списывают строевые машины: ВВС США, например, предложили списать в следующем году 201 самолет, а закупить только 91. Все для экономии и направления средств на перевооружение!
Судя по всему, США серьезно настроены добиваться в следующем десятилетии превосходства над противниками, к которым они относят, хотя уже и на вторых ролях, Россию. Трудно сказать, не постигнет ли новое "цифровое проектирование" традиционная болезнь военных программ в виде задержек и удорожания. В пользу такого развития событий говорит вся история мирового ВПК последних десятилетий. Против - разве что вера в магию "новых технологий", да продемонстрированная не раз способность Штатов в тех случаях, "когда прижмет", мобилизоваться в экономической и научно-технической сферах.
Не менее амбициозная и сложная задача стоит и перед Россией: не отстать радикально от военно-технических лидеров в ситуации, когда нельзя уже будет больше опираться на богатое советское наследие. От этого зависит - разумеется, в первую очередь - безопасность страны, но также и позиции России в мировой политике, и ее экономическое развитие. Переход к сетецентрическим технологиям, прочие "киберы" и ИИ заставляют беспокоиться о национальной элементной базе, с которой, не секрет, у нас серьезные проблемы. Надежду на удачный исход внушают такие идеологически верные проекты, как создание БПЛА "Охотник" сразу как ведомого в связке с Су-57, и Checkmate, который, согласно заявлениям разработчиков, создается с открытой архитектурой, с применением цифровых методов проектирования, и изначально рассматривается как машина, действующая в едином строю с БПЛА....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции